четверг, 6 октября 2011 г.

Стили обучения

Люди учатся очень по-разному. Нет лучшего или худшего стиля обучения. В любой группе людей можно найти все разновидности стилей обучения. Но всё-таки есть тенденции, в соответствии с которыми вероятность встретить определённый стиль обучения среди людей того или иного рода занятий может быть выше или ниже средней.
Скажем, при выявлении стиля обучения можно до некоторой степени ориентироваться на тот или иной тип интеллекта.
1. Лингвистический интеллект (писатели, сценаристы, поэты, журналисты, редакторы, переводчики, спичрайтеры и т.п.). Такие люди, как правило, хорошо чувствуют системные закономерности и обращают внимание на детали, любят слушать, говорить, читать и писать, играть со словами и текстами. Если мы обучаем языку такую аудиторию, то находимся в своей стихии: рассказываем истории, читаем их и пишем, берём интервью, дискутируем, играем, играем, играем в слова...
2. Логико-математический интеллект (математики, инженеры, бухгалтеры, следователи и т.п.). Это организованные, любящие решать задачи и ожидающие логически последовательного изложения студенты. В такой аудитории выдвигаем и проверяем гипотезы, определяем понятия, строим классификации, разрабатываем алгоритмы, составляем таблицы и блок-схемы и, конечно же, играем в компьютерные и логические игры...
3. Визуально-пространственный интеллект (архитекторы, художники, скульпторы, шахматисты, физики-теоретики, военные стратеги и т.п.). Конечно, такая аудитория лучше учится с опорой на любые средства наглядности (карты памяти, схемы, видеоролики и т.п.) и невербальной коммуникации. В текстах предпочтение отдаётся описаниям, повествованиям, тропам и риторическим фигурам.
4. Музыкальный интеллект (композиторы, исполнители, настройщики, носители языков с тоновым ударением и т.п.). Разумееется, учимся под музыку, поём, декламируем, отбиваем ритм и такт.
5. Идеомоторный интеллект (актёры, спортсмены, хирурги, автогонщики и т.п.). В обучении используем движения, практические действия, танцы, ролевые игры, экскурсии, чаще делаем перерывы.
6. Социальный интеллект (менеджеры, продавцы, учителя, политики, социальные работники и т.п.). Работаем в группах, парах, дискутируем, обучаем друг друга, играем в "найти человека", "ассоциации", пишем друг другу записки, обсуждаем портреты.
7. Внутриличностный интеллект (философы и мистики). Такие люди предпочитают индивидуальные занятия или самоподготовку, ведут дневники, мотивируют и оценивают себя сами.
Разумеется, это некие тенденции, а не абсолютные характеристики. Прочесть об этом можно здесь

Вопросы и задания по теме:
1. Какие средства компьютерного обучения лучше использовать на занятиях для каждого из типов интеллекта? Какие на любых занятиях?
2. Выполните презентации темы занятия по РКИ с ориентацией на каждый из типов интеллекта



8 комментариев:

Salieva Fatima комментирует...

1.Здесь важно вскрыть целесообразность применения компьютера и его сочетаемость с содержанием, формами и методами обучения. С какой целью применяют компьютер? На сегодняшнем этапе применения компьютерного обучения выделены следующие цели:
- по временному фактору: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ учащихся, обработка результатов и их оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;
- по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;
- по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;
- по степени “механизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.
Она предполагают значительное облегчение труда преподавателя, но не направлена на развитие учащегося как субъекта деятельности, ибо в этом случае остается вне поля анализа проблема организации учебной деятельности. С учетом этого основной стратегической линией психолого-педагогического обеспечения компьютерного обучения становится обоснование целостных систем учебной деятельности, сохраняющих и при использовании компьютера все возможности формирования и развития основных сфер человека.

Irina комментирует...

вопрос: какие средства компьютерного обучения лучше использовать на занятиях для каждого типа интеллекта? какие на любых занятиях?
для лингвистического интелеллекта лучше всего использовать аудиоматериалы и широко использовать возможности различных интернет-сайтов.
для логико-математического интеллекта самым удобным средством будут комьютерные игры.
визуально-пространственный интеллект и идеомоторный лучше всего воспринимают видеоматериалы и слайд-презентации.
из самого названия - музыкальный интеллект следует, что самый лучший способ это аудиоматериалы и музыкальные композиции.
люди с социальным интеллектом лучше всего воспринимают информацию в процессе общения, поэтому в занятиях очень удобно и продуктивно было бы использовать возможности различных социальных сетей.
для внутрилиностного интеллекта огромным плюсом компьютерных средств обучения является, что можно самостоятельно определить сроки, место и темпы обучения.
и на любых занятиях предполагается использование комьютерных задачников, тренажеров, лабораторных практикумов, справочников и систем контроля знаний.

Ksenia Kaznikova комментирует...

Хотела бы добавить к ответу Ирины:

Для лингвистического интеллекта можно смотреть вместе мультфильмы или фильмы, снятые по какому-либо произведению, слушать песни и аудиокниги.

Для логико-математического интеллекта, конечно, подходят компьютерные игры. Например, в интернете можно легко найти и скачать развивающие игры, которые включают в себя не только прохождение самой игры, но и электронную энциклопедию, содержащую необходимые обучающие материалы и подсказки ко всем заданиям по различным предметам: математика, физика, химия и т.д.

Ксения Казникова
ЯиТК, 5 курс

Анонимный комментирует...

Арина Янович, 5 курс, ЯиТК:

Мне кажется, что можно использовать Mind Mapping для логико-математический интеллекта и визуально-пространственный интеллекта, также для внутриличностного интеллекта было бы интересно вести миниблог, например, на сайте tumblr - где можно будет не только выкладывать текстовые сообщения, а также изображения и видеоролики.
для людей с социальным интеллектом было бы интересно предложить создать проект, так, чтобы они могли объединиться в небольшие группы и работать вместе.
И, конечно, как для музыкального, так и для лингвистического интеллекта можно учиться под разные известные композиции.

Ни комментирует...

Наний Людмила, 5 курс ТиПЛ

Думаю, что некоторые средства можно использовать для разных типов интеллекта, все зависит от того, как их использовать.
Например, презентации могут быть использованы при обучении людей практически с любым типом интеллекта, только для аудитории с лингвистическим интеллектом в них может быть больше текста, для людей с логико-мат. интеллектом нужно больше таблиц и нумерованных списков, все информация должна быть более систематизирована, для визуально-простран. интеллекта должны быть включены картинки и анимация, для музыкального типа, соответственно, музыкальное сопровождение, и т.д. Таким образом, презентации - подходящий вариант для неоднородной аудитории.
То же можно сказать о таких современных онлай-средствах преподавания, как wikiwall и glogster (http://edu.glogster.com/): в них реализована позможность представления самого разнообразного материала - текстов, аудио и видео.
Для социального типа интеллекта, помимо различных социальных сетей и онлайн-конференций, подойдет такое средство, как google wave (http://googlewave.blogspot.com/).

Полунина Маргарита, 5 курс, ТиПЛ комментирует...

Психологи выделяют несколько типов интеллекта, и, в зависимости от них, дают рекомендации по особенностям обучения и воспитания.
Возьмем лингвистический тип интеллекта. Ребенок, относящийся к этому типу, с раннего возраста любит порядок, систематичен, хорошо чувствует закономерности и умеет логически рассуждать. Люди с лингвистическим типом интеллекта любят слушать, рано учатся правильно говорить, читать и писать.Они имеют хорошую память, поэтому все легко и с удовольствием запоминают, не стесняются публики, охотно рассказывают стихи и выступают для взрослых. Такие люди легко обучаются иностранным языкам, и наилучший способ обучения – это подача всего нового в виде рассказа или обсуждения, дискуссии. Поэтому лучшие задания для них - это после разбора темы описание ситуаций, разговор о предмете.

Если у человека логически-математический тип интеллекта, то вы быстро заметите, что он любит во всем точность, на удивление организован, имеет абстрактное мышление, любит считать. Такие дети с раннего возраста начинают проявлять интерес к компьютерам, логическим экспериментам, к решению задач, которые даются им легко.
Вызвать интерес к обучению у людей с этим типом интеллекта можно, ставя перед ними различные задачи, используя для наглядности схемы и таблицы, предлагая провести различные эксперименты, играя в математические игры.

Определить у ребенка визуально-пространственный тип интеллекта можно, поняв, что он мыслит картинами, создавая зрительные образы, и запоминает все лучше именно с помощью картинок. Такие люди в своей жизни часто используют в рассказах метафоры, легко читают карты, таблицы и диаграммы, хорошо чувствуют цвет и форму окружающих предметов, поэтому для их обучения и стимулирования интереса к знаниям, хорошо использовать иллюстрации к изучаемому материалу. Именно, благодаря зрительным образам, картинкам, иллюстрациям будут систематизироваться знания.

Музыкальный тип интеллекта появляется интересом ребенка к звукам. Он рано становится чувствительным к тону, ритму и темпу, очень эмоционально воспринимает музыку. Так как люди с музыкальным типом интеллекта восприимчивы к ритму, очень эмоциональны и имеют развитую интуицию, то полезно использовать их любимую музыку в процессе изучения материала. А еще обращайте особое внимание на ритмику речи, так как лучшему восприятию и запоминанию поможет не столько то, что сказали, но и как именно прозвучали те или иные слова.

Люди идеомоторного типа быстро адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды и не могут долго быть без движения, так как любят действовать. Они равнодушны к картинкам и зрительным образам, а воспринимают мир через тактильные ощущения, поэтому хорошо запоминают то, что сделали, а не то, что услышали или прочитали. Лучше всего они учатся, действуя, двигаясь, играет с предметами во время прослушивания информации. Вот и обучать их нужно наглядно, предлагая проделать опыты, совершать какие-либо действия и пр., учитывая, что у них быстро переключающееся внимание, и отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость.

Социальный тип лучше всего воспринимает знания именно в коллективе, поэтому стоит обучать его, вовлекая в групповую работу, в обсуждения, споры, давать возможность высказать собственное мнение.

Людям с внутриличностным или «интуитивным» типом интеллекта свойственно самопознание, даже самокопание. В обучении нужно дать им возможность быть самостоятельными, самим организовывать для себя учебный процесс. Их не стоит чересчур контролировать – они достаточно организованы.

Поэтому я считаю, что для обучения нужно использовать различные компьютерные средства. При этом делая упор на те занятия, которые более подходят данному типу интеллекта. Но не стоит забывать развивать и другие стороны, даже если первоначально это будет составлять трудности.

Анонимный комментирует...

Я думаю, для лингвистического типа интеллекта подошли бы компьютерные программы, ориентированные на работу с текстом: занятия по переводу, прослушивание аудиозаписей, просмотр фильмов, занятия редактированием с использованием компьютерных программ, занятия по автоматической обработке языка. Для логико-математического типа интеллекта подойдут программы на построение статистики, компьютерные игры, направленные на применение логики. Для визуально-пространственного интеллекта – программы, включающие построение графиков и схем, работа с художественными текстами, включающая анализ литературных троп. Для музыкального интеллекта подойдут программы, включающие аудиозаписи и предполагающие пение. Для людей с социальным интеллектом подойдут общение в социальных сетях, чатах, видеочатах. Для внутриличностного интеллекта подойдут работа в блогах, работа с тестами.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

Какие средства компьютерного обучения лучше использовать на занятиях для каждого из типов интеллекта? Какие на любых занятиях?

Безусловно, при обучении тех или иных групп людей иностранному языку, ориентация на их "тип интеллекта" не будет лишней, она позволит поднят эффективность обучения и ускорить сам процесс обучения.
Лингвистическому типу подойдут всевозможные игры в слова, возможностей для создания которых компьютер дает очень много. Это могут быть игры на запоминание, отгадывание, правильную расстановку слов или конструкций.
для людей с логико-математическим интеллектом, вероятно, эффективны будут различные схемы, графики и диаграммы, созданные в компьютерных редакторах. Для тех, кто обладает визуально-пространственным интеллектом, подойдут видео-ролики на обучающие темы. Люди с музыкальным типом интеллекта смогут быстро выучить конструкции иностранного языка с помощью прослушивания и пения песен. Идеомоторный интеллект воспримет анимированные диалоги на актуальные при изучении темы. Думаю, что при занятиях с людьми с социальным типом интеллекта лучше свести роль компьютера к минимуму и предоставить время для межличностного общения на изучаемые темы. Возможно, обучающиеся с внутриличностным интеллектом воспримут дистанционное обучение при помощи компьютера.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс