четверг, 6 октября 2011 г.

Принципы преподавания

Это памятка Джанет Вос по внедрению модели ускоренной программы обучения.

Итак, принципы преподавания:
1. Правильное состояние (постановка целей, анализ результатов, визуализация целей, управление вниманием, закрепление материала, оформление аудитории, создание благоприятной обстановки для обучения)
2. Правильное представление информации (сначала - общая картина, изложение от общего к частному, от наглядного к абстрактному, использование всех стилей обучения и всех типов интеллекта, составление карт памяти, музыкальное сопровождение занятий)
3. Активизация мышления (использование творческого и критического мышления, анализ самих механизмов мышления и запоминания)
4. Практическая активация (использование полученных результатов на практике и их обыгрывание, привлечение всех стилей обучения и разновидностей интеллекта)
5. Практика (объединение с тем, что уже известно, самообучение и взаимообучение, использование усвоенного материала вне занятий)
6. Повторение, оценка, празднование успехов (регулярное повторение, самооценка, оценка других, знание того, что именно вы знаете или не знаете. Обязательно отметить полученные результаты!)
Возможно, в результате такой работы получится индивидуальная образовательная среда

Вопросы по теме:
1. Как можно реализовать каждый принцип при помощи известных вам технических средств?
2. Какие средства оптимальны для реализации каждого из принципов?

10 комментариев:

Salieva Fatima комментирует...

1. 1. Каждому ученику – индивидуальная учебная программа
Исходя из сведений, полученных на собеседовании, составляют для вас индивидуальную программу обучения, нацеленную на нужные именно вам аспекты языка, с учётом целей изучения, интересов в жизни и слабых мест (пробелов) в языке.
2.Обучение приближено к естественному (и самому эффективному) обучению в языковой среде.
Для этого нужно погрузиться в три языковых «потока»: поток чтения, поток аудирования (восприятия речи на слух), поток общения. Эти «потоки» развивают основные языковые навыки и потому одинаково важны. Но обращаю ваше внимание, это должны быть именно потоки: читать - не коротенькие простенькие тексты, а книги, и притом достаточно быстро; слушать речь - не по 10 минут на занятии, а несколько часов в неделю; общаться – не по чуть-чуть, а большую часть занятия, а потом и вне занятий, например в языковых клубах.
3. Много читая, вы набираете обширный пассивный словарный запас (слова, которые знаете, но ещё не используете в своей речи) и интуитивно з
апоминаете массу грамматических конструкций (ещё не знаете, как это называется, но уже начинаете чувствовать, что так можно сказать). Это происходит естественным образом, за счёт многократной повторяемости слов, фраз и конструкций при «потоковом» чтении. Читать быстро, «потоком» совсем нетрудно даже на начальном этапе освоения языка. Для этого, во-первых, нужно читать то, что вам интересно, что хочется читать дальше – не ради языка, а ради содержания. 4. Много слушая, вы приучаете свой мозг к звучанию языка и постепенно начинаете всё больше понимать в речи носителей языка из разных стран, с разным произношением. Слушать лучше аудиоматериалы опять же интересные для вас и специальным образом подготовленные. На начальном этапе можно использовать аудиофрагменты с ограниченной лексикой, с медленной скоростью речи, с текстовой версией. Хороши также фильмы на DVD с субтитрами и текстом сценария.
5. Много общаясь, вы активизируете свой пассивный словарный запас, начинаете уверенно чувствовать себя в различных ситуациях общения, говорите всё более грамотно, всё более бегло, всё более свободно. Разумеется, поначалу вы будете довольно часто делать ошибки в речи,- это нормально, это естественно, ошибок не надо бояться, постепенно их будет всё меньше. Если вы уже на начальном уровне будете стараться как можно больше говорить, у вас не будет языкового барьера, который нередко возникает при традиционном подходе, когда сначала изучают грамматику, а потом пытаются сразу правильно говорить.
6. Интересные учебные материалы, интересные занятия, интересные домашние задания.
Cроить учебный процесс таким образом, чтобы мои студенты читали, слушали и обсуждали на занятиях в первую очередь то, что им интересно. На собеседовании я всегда спрашиваю: «Чем Вы интересуетесь в жизни? Что Вам было бы интересно читать и слушать?» Очень хорошо, если вы что-то читаете или слушаете не столько ради языка, сколько потому, что вам интересно само содержание. Критерий таков: вам и на русском языке был бы интересен данный текст (аудио-, видеоматериал).
7. Домашние задания необходимы для закрепления лексического и грамматического материала, который предъявляется на занятии. Без такого закрепления эффективность занятий существенно снижается, потому что значительная часть нового материала забывается. Занятия строятся таким образом, что при невыполненной домашней работе вам будет сложно полноценно участвовать в занятии. Без домашних заданий - можно, если вы занимаетесь в интенсивном режиме (например, занятия каждый день или через день): в этом случае тот материал, который вы могли бы повторять или готовить дома, мы прорабатываем вместе в начале следующего занятия и только после этого двигаемся дальше.

Irina комментирует...

1.2 Использование в обучении того факта, что запоминание ряда предметов, представленных на картинках или моделях, происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной. Визуальные средства играют большую роль в развитии эмоциональной составляющей восприятия информации, поскольку объективно мультимедийный трансфер информации имеет, несомненно, гораздо больше возможностей благодаря использованию визуальных образов, цвета и динамики.На сегодня существуют следующие формы наглядной фиксации учебного материала: иллюстрации, логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относят фотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальной действительности. Фотографии и видеофрагменты (архивные материалы) – необходимый элемент любой программы. Человек, работающий с программой, ощущает себя участником всех событий и сопричастным ко всему происходящему на экране. Удачная оригинальная фотография или видеофрагмент могут стать лучшим доказательством текстового тезиса, выступить надежным связующим звеном при освоении и запоминании учебного материала. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствия изображаемому объекту и выступает своего рода замещением реальности. Вторая выделенная категория – логические изображения – включает в себя такие формы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается, при помощи индексов и символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью и закодированными в изображении ментальными образами. Логические изображения выступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложные структуры. Умение обобщать и работать с обобщенным материалом – одно из важнейших умений, которому необходимо научиться. По информативности и систематизированности материал, представленный в виде таблиц и схем, не имеет себе равных, позволяет взглянуть на рассматриваемую проблему в целом, изучить взаимосвязи всех явлений, распределить их по различным основаниям, провести классификацию. Таблица или схема может стать основой для изложения всего материала темы, представлять собой меню, содержащее большое количество гипертекстовых ссылок на дополнительные материалы.

Irina комментирует...

3.1 Активизация мышления.
Человеческое мышление не возможно без языка.Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связью с речью. В слове, в формировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой. Для активизации мышления служат проблемные ситуации. Мышление - это искание и открытие нового. Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что изучалось ранее. Весьма существенное значение имеет также умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным.В качестве методов активизации мышления выступают также "мозговой штурм", метод контрольных вопросов и др.

Irina комментирует...

1.4 Учебная среда представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, направленных на достижение определенной учебной цели, и эффективность учебного процесса в целом зависит от участия в нем каждого отдельного звена. Следовательно, взаимодействие на уровне «студент – компьютер» может способствовать интерактивной целостности всего учебного процесса. В процессе взаимодействия с компьютером у обучающегося появляется больше возможностей для самостоятельного принятия решений по выполнению тех или иных учебных действий, и такого рода интеракция может влиять на развитие волевой сферы индивидуальности студента.

Irina комментирует...

2. Компьютеризация обучения дает возможность создавать методические основы альтернативных форм учебного процесса, реализовывать дифференциацию обучения. Компьютерная техника уже сейчас начинает активно влиять на процесс соединения образования с самообразованием.

Любая обучающая система на базе ЭВМ и программное обеспечение к ней должны базироваться на основополагающих принципах, именуемых в специальной литературе «три "и"»: инициатива, индивидуализация, интерактивность.

Под инициативой предполагается предоставление обучаемому возможности прерывать и возобновлять курс в любом месте, задавать вопросы, просить о помощи, возвращаться назад для повторения, не ограничивать инициативу при составлении ответов и т.д.

Индивидуализация означает создание учебно-программного обеспечения, ориентированного на индивидуальные особенности и стиль учебной деятельности конкретного обучаемого (или категорию обучаемых).

Интерактивность подразумевает взаимный обмен информацией в режиме диалога как между обучаемым и системой в целом, так и между отдельными частями системы.

Информационные технологии (информационно-коммуникативные технологии) в системе образования позволяют:
сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютерных устройств;
обучать детей всех категорий: от одаренных до детей с проблемами в умственном и физическом развитии и детей-инвалидов с заболеваниями различной степени тяжести;
обучать всех равноценно, независимо от места проживания.

Irina комментирует...

1.5 Практика преобретенный знаний возможна при самообучении и взаимообучении. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы. Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Ее формы разнообразны - это различные типы домашних заданий. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта. Самостоятельная работа более эффективна, если она парная или в ней участвуют 3 человека. Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю. Участие партнера существенно перестраивает психологию студента. В случае индивидуальной подготовки студент субъективно оценивает свою деятельность как полноценную и завершенную, но такая оценка может быть ошибочной. При групповой индивидуальной работе происходит групповая самопроверка с последующей коррекцией преподавателя. Это второе звено самостоятельной учебной деятельности обеспечивает эффективность работы в целом. При достаточно высоком уровне самостоятельной работы студент сам может выполнить индивидуальную часть работы и демонстрировать ее партнеру-сокурснику.

Irina комментирует...

1.6 Повторение, оценка, празднование успехов (регулярное повторение, самооценка, оценка других, знание того, что именно вы знаете или не знаете. Обязательно отметить полученные результаты!)

Повторение можно проводить в виде тестов. Существует огромное количество тестов online,которые, по моему мнению, являются очень продуктивными для выявления слабых мест как в лексике, так и в грамматике. Такие тесты являются своего рода индикатором уровня владения языка.
Повторение должно быть регулярным, чтобы новая информация перешла из кратковременной памяти в долговременную.
Повторять пройденный материал можно и в паре. Например, для повторения опреденной лексики, можно задать тему по данной лексике и составить диалоги либо определить ряд вопросов и осуществить третинг в форме дискуссии. Тем самым закрепляются и разговорные навыки.

Примером online тестирования может послужить нижеприведенная ссылка:
http://www.learnwords.ru/repeat.html
Это система повторений программы LearnWords универсальна, гибко реализует методику периодических повторений, что позволяет надежно запомнить изученные ранее слова и фразы.

Анонимный комментирует...

1.4. Как можно реализовать принцип практической активации при помощи известных вам технических средств?
Например, при обучении аудированию и говорению можно устраивать скайп конференции с носителями языка, на которых обсуждались бы разнообразные темы (думаю, что темы обсуждений должны быть заранее оговорены).
Также при обучении аудированию можно делать записи речи с посторонними шумами (шум улицы, голоса, машины, шум дождя, имитация шума в автобусе и т.д.). Это нужно делать, чтобы учащиеся могли применять свои знания в жизни, где разговоры не будут в полной тишине, без посторонних шумов.
Еще одним удачным на мой взгляд вариантом тренировки восприятия речи на слух является разговор на иностранном языке по мобильному телефону (желательно все-таки с носителем). Как известно, без подобной практики достаточно тяжело общаться по мобильному телефону на иностранном языке.
1.6. Как можно реализовать принцип повторение, оценка, празднование успехов при помощи известных вам технических средств?
Пробные компьютерные тестирования. Перед итоговым тестом, например, нужно дать учащимся возможность проверить свои силы. Можно дать человеку пройти какой-то аналогичный тест и потом, показать ему правильные ответы, чтобы учащийся мог сам найти свои ошибки и обдумать их (или, если что-то непонятно, спросить у преподавателя). Таким образом, учащемуся будет понятно, какие темы ему стоит повторить особенно подробно перед итоговым тестом.
Этот вариант возможен и при занятиях в аудитории и при удаленном обучении.

ТиПЛ, 5 курс
Козлова Ольга

e.chernikova комментирует...

1.1. Как можно реализовать принцип правильного состояния при помощи известных вам технических средств?

В современных условиях наибольшей наглядности целей можно добиться, предварительно заготовив презентации, видео и т.п., которые наглядно и кратко излагают цели и задачи, поставленные преподавателем на данном этапе обучения.

закрепление знаний, а также анализы результатов в настоящее время (если речь идет о проверке знаний учащихся) могут предоставить некоторые интерактивные тесты, некоторые в меньшей, некоторые в большей мере: существуют тесты, которые способны дать детальную расшифровку количеству ошибок ученика и показать, какие темы необходимо доработать, некоторые просто дают отчет о количестве ошибок (например, среда HotPotatoes).

Привлечения внимания учеников можно добиться благодаря тому, что для расставления акцентов и большего интереса к занятию, а также во избежание нагрузок и переутомления могут использоваться, например, картинки, аудио, в наибольшей степени - видео-материалы (сервис Youtube и другие программы для создания видео позволяют сделать обучающий материал не только полезным, но и увлекательным).

Для создания благоприятной обстановки, которая благотворно влияет на восприятие учеником материала при электронном обучении необходимо выбирать или создавать программы с приятным интерфейсом, не вызывающим желания сразу же выключить программу.

Черникова Евгения
ЯиТК, 5 курс.

e.chernikova комментирует...

1.
Также можно добавить, что существует один вид деятельности, появившийся сравнительно недавно в связи с появлением интернета, который может служить в качестве хорошей практики для реализации сразу трех принципов преподавания: активизации мышления, практической активации и практики.
Интернет представляет для такой реализации очень широкие возможности. Например, дав задание ученикам поискать в интернете новости на определенную тему, а затем составить рассказ на основе добытых знаний и представить его на занятии, тренируются сразу два навыка: во-первых, навык поиска информации на другом языке, который в современном мире достаточно полезен, а во-вторых, навык чтения реальных текстов, независимо от того, плохо или хорошо они написаны, ведь в повседневной жизни всем нам приходится сталкиваться не только с грамотно написанными текстами, из которых необходимо извлечь информацию.
Широкое поле для деятельности представляют собой социальные сети - общаясь, учащийся не только активизирует навыки общения на иностранном языке, но и запоминает некоторые более употребительные, возможно, даже сленговые формы, которым невозможно научиться по учебникам, но которые могут быть полезными, например, в повседневном общении.