понедельник, 26 сентября 2011 г.

Зеркальные нейроны

Зеркальные нейроны - это особые клетки мозга, отвечающие за имитацию и эмпатию.
Зеркальные нейроны наиболее активны при наблюдении за целенаправленными манипулятивными действиями и деятельностью, создающей иерархические структуры. Роль зеркальных нейронов в человеческой речи состоит в том, что они способствуют переводу телесных движений из сферы личного опыта в сферу социального взаимодействия. Любой разговор - это скоординированная деятельность с общей целью. Мозг при восприятии чужого высказывания побуждает слушателя "симулировать речь", так происходит понимание услышанного.
Читать о зеркальных нейронах можно здесь

Вопросы по теме:
1. Если принимать во внимание существование зеркальных нейронов, что сложнее - монолог и ли диалог?
2. Что возникает раньше при  усвоении ребёнком первичного языка: жест или слово?
3. Снижается ли способность воспринимать речь на изучаемом языке, если что-нибудь держать в зубах?
4. Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка? 

46 комментариев:

Анонимный комментирует...

2. Часто мимика и жестикуляция (мимический язык) заменяют ребенку еще отсутствующую звуковую речь. Использование мимики человеком, разговаривающим с ребенком, способствует пониманию малышом многих непонятных ему слов. Кроме того, при общении ребенка со взрослым большую роль играют жесты, которые усваиваются ребенком раньше, чем слова. Он усваивает их в подражании взрослому, а потом и сам начинает использовать их.

Lida Litko комментирует...

На мой взгляд, индивидуальные занятия полезнее занятий в группе. Во-первых, на индивидуальных занятиях преподаватель уделяет внимание только вам и работает только с вами. В групповых же занятиях преподавателю необходимо обратить внимание на каждого учащегося. Во-вторых, когда мы занимаемся индивидуально, преподаватель быстрее может обнаружить какие-то слабые места ученика и исправить их, в отличие от групповых занятий, где ему придется потратить на это гораздо больше времени. Также на индивидуальных занятиях быстрее и эффективнее усваивается грамматика иностранного языка. Что касается устной практики, то в этом случае полезными могут оказаться групповые занятия, т.к. там делается большой упор на коммуникацию, на обсуждение каких-то тем, текстов и т.д. Но с другой стороны это все можно сделать и на индивидуальных занятиях. К тому же это можно заменить общением с носителями изучаемого языка по интернету (например, skype), что тоже очень полезно.
Литко Лида (4 курс, ЯиТК)

настя васильева комментирует...

Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка?
я считаю, что такие упражнения непременно развивают наш фонетический слух. Уже на начальном этапе обучения языком необходимо использовать упражнения двух типов:
1. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем. Эти упражнения могут выполняться на слух и с использованием графической опоры, с голоса учителя или с магнитофоном.
2. Упражнения на воспроизведение. Они направлены на активное проговаривание (имитацию) звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом-учителем или диктором - хором и индивидуально.
На начальном этапе обучения необходимо использовать такие упражнения, чтобы заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Считается, что хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся во время тренировки готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности. Как показывает опыт, хорошо сформированный фонетический слух важно не только поддерживать, но и продолжать его совершенствовать на среднем и старшем этапе обучения. Одним из средств совершенствования служит фонетическая зарядка, цель которой в том, чтобы предвосхитить и снять появление возможных фонетических трудностей (слухо-произносительных, ритмико-интоннационных), нейтрализовать влияние звуковой среды на родном языке, перестраивать артикуляционный аппарат с русского уклада на иностранный.

nastya-vasileva комментирует...

Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка?
я считаю, что такие упражнения непременно развивают наш фонетический слух. Уже на начальном этапе обучения языком необходимо использовать упражнения двух типов:
1. Упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем. Эти упражнения могут выполняться на слух и с использованием графической опоры, с голоса учителя или с магнитофоном.
2. Упражнения на воспроизведение. Они направлены на активное проговаривание (имитацию) звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом-учителем или диктором - хором и индивидуально.
На начальном этапе обучения необходимо использовать такие упражнения, чтобы заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Считается, что хорошо отработанная произносительная сторона высказывания учащихся во время тренировки готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности. Как показывает опыт, хорошо сформированный фонетический слух важно не только поддерживать, но и продолжать его совершенствовать на среднем и старшем этапе обучения. Одним из средств совершенствования служит фонетическая зарядка, цель которой в том, чтобы предвосхитить и снять появление возможных фонетических трудностей (слухо-произносительных, ритмико-интоннационных), нейтрализовать влияние звуковой среды на родном языке, перестраивать артикуляционный аппарат с русского уклада на иностранный.
Настя Васильева Магистратура Иностранные Языки

nastya-vasileva комментирует...

Что возникает раньше при усвоении ребёнком первичного языка: жест или слово?
При усвоении ребенком первичного языка вначале возникает жестикуляция. Именно она является толчком становления речи у ребенка. Внимательно наблюдая за действиями взрослого, произносящего слова, ребенок воспринимает мимику и жесты, реагируя на них, улавливая по ним смысл того, что говорит взрослый человек. На данной стадии жесты выполняют информационно-коммуникативную функцию. После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления. Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраженный словом.
Настя Васильева Магистратура Иностранные языки

Иван Байков ИЛинг Ин.яз 1 комментирует...

1. Рискну предположить, что все же диалог.
Хотя зеркальные нейроны способствуют коммуникации, ведь с их помощью мы понимаем не только услышанное (т.е. речевые высказывания оппонента), но и увиденное (невербальные сигналы - поведение), все равно существует большое кол-во тонкостей, которые могут повлечь собой коммуникативную неудачу, начиная от индивидуальных артикуляционных особенностей оппонента (акцент, дефекты речи) и заканчивая неправильной трактовкой жестов (прим., Болгарский "кивок" и "мотание" головой).
При порождении монологического высказывания данные обстоятельства, как правила, отсутствуют.

Иван Байков ИЛинг Ин.яз 1 комментирует...

3. Снижается. Лишая возможность учащегося повторять услышанные слова, мы тем самам лишаем его возможности обобщать дифференциальные признаки фонем, что влечет за собой нарушение восприятия услышанной речи.

Иван Байков ИЛинг Ин.яз 1 комментирует...

4. Как было отмечено ранее, проговаривание помогает учащимся в обобщении и дифференциации фонем и является важным условием их закрепления в памяти и развития фонетического слуха.

Дарья Рыжова комментирует...

2. Общаться жестами дети начинают намного раньше, чем словами, ведь повторить их и понять, что они значат, в силу своей образности намного проще. Однако, в виду существования определенной связи между жестикуляций и речевым аппаратом (доказанной рефлексом Бабкина)жесты и первые звуки, пока в потоке лепета, появляются приблизительно одновременно.

Дарья Рыжова комментирует...

4. Зеркальные нейроны имеют свойство активизироваться и когда индивид сам выполняет действие, и когда видит кого-то другого, выполняющего тоже действие. Соответственно, можно предположить,что при проговаривании звуков, реакция мозга будет похожа на реакцию при их произнесении, что при повторении создаст устойчивую связь и способствует восприятию этих звуков при разговоре на этом языке.

Дарья Рыжова комментирует...

Монолог, намного сложнее диалога. Монолог подразумевает изначальную продуманность речи. Диалог же является последовательным взаимодействием двух индивидов, то есть мозг должен реагировать на небольшое количество информации, содержащееся в вопросе, возможна иммитация. К тому же зеркальные нейроны наиболее чувствительны к иерархической деятельности.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

4. Безусловно, развитию фонетического слуха помогают упражнения на проговаривание иностранных слов, воспроизведение правильных интонаций. Даже если человек знает иностранное слово, может идентифицировать его в тексте и перевести, но никогда не слышал, как произносит его носитель языка, во время устной речи данное слово скорей всего окажется для человека незнакомым и он его не поймет. Это касается и интонации, поскольку во многих языках от неё зависит значение всего высказывания. Поэтому одной из важных задач при изучении языка является заучивание не только правильного написания, но и правильной звуковой оболочки слова или интонационной конструкции.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

2. По моему мнению, при усвоении первичного языка дети прежде всего усваивают жесты, а уже затем начинают воспроизводить слова. Например, если родители показывают им рукой на какие-либо предметы, находящиеся вокруг и говорят, как они называются, через какое-то время малыши также начинают показывать на предметы ручкой при упоминании их названий, а уже намного позже начинают воспроизводить эти названия.

veronica комментирует...

2. По моему мнению, ребенок в первые моменты соей жизни в первую очередь начинает усваивать жесты (жестикуляцию) и только затем начинает различать отдельные звуки, пытаться их имитировать и только затем начинает различать слова.
Кирьянова Вероника. Магистратура. Лингвистика

veronica комментирует...

3. Мне кажется, что способность восприятия речи на изучаемом языке не снижается, если что-нибудь держать в зубах. Однако, необходимо постоянно заниматься правильно воспроизводить какие либо звуки или слова, при этом держа что-нибудь в зубах, чтобы тебя понимали.
Кирьянова Вероника. Магистратура,Лингвистика

veronica комментирует...

4. На мой взгляд, проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка, способствуют развитию фонетического слуха, так как без подобных упражнений, человек самостоятельно не сможет ни развить фонетический слух, ни развивать свою речь так, чтобы его могли понимать другие.
Кирьянова Вероника. Магистратура, Лингвистика

Salieva Fatima комментирует...

2.Несомненно, жест и мимика являются первыми орудиями ребенка, с пошью которых ребенок воспринимает все. Они играют основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, жест и мимика также являются фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения. А проводником развития языка является речь — сложная функциональная система, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому возникает она только при условии общения ребенка со взрослым.

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа: довербальный, этап возникновения речи, этап развития речевого общения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления. Слово, обобщая предметы, является орудием абстракции.

Salieva Fatima комментирует...

2. Мимика это важный проводник у ребенка, когда речь не может быть проводником языка, следовательно в распоряжении ребенка предоставлено альтернативная невербальная система коммуникации, которая заменяет звуковую речь.

Salieva Fatima комментирует...

4. Основной целью выполнение таких упражнений, как проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка является приобретение умения правильно произносить слова и предложения, а также развитие способностей слышать и понимать речь носителей языка.
Для достижения этих целей необходимо знать, как произносятся отдельные звуки, а также слова, в которых они используются.

Salieva Fatima комментирует...

1.Зеркальные нейроны возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим индивидуумом. Принимая во внимания
функций зеркальных нейронов, “Монолог”- (речь действующего лица) так же” Диалог” — (беседа двух и более лиц). Мы не можем сказать, что один из них сложнее другого. В обоих действиях функций зеркальных нейронов были очевидны – они активны во время подражания.

Salieva Fatima комментирует...

1. Термин зеркальные нейроны (итал. - neuroni specchio, англ. - mirror neurons) был предложен группой итальянских ней-рофизиологов из города Парма в середине 1990-ых годов для
обозначения нейронов, найденных в коре больших полушарий макак методом введения микроэлектродов.
В некоторых отделах нервной системы высших животных есть нейроны, которые активны и при движении, и при наблюдении этого же движения, выполняемого другой особью.
Позднее начались появляться гипотезы, связывающие данное открытие с рядом проблем современных биологических и гуманитарных дисциплин. Оказывается, что нейрофизиологический уровень подражания – это группа клеток в нескольких областях коры мозга, развивающихся, по-видимому, с рождения. Через подражание были вовлечены в эти исследования следующие явления и проблемы:
- эмпатия как способность понимать эмоции других путём сопереживания;
- язык и речь человека и других животных, особенно,жестовые гипотезы глоттогенеза;
- theory of mind (или понимание чужого сознания, или модель психического, или теория намерений, или макиавеллиевский интеллект) - конструкт, описывающий способность пони-
мать психическое содержание других индивидуумов;
- аутизм, одним из симптомов которого считается отсутствие или нарушение понимания чужого сознания и эмпатии;
- общественная жизнь животных, в том числе человека, как предмет этологии и социобиологии;

Salieva Fatima комментирует...

3.В университете города Лос-Анджелес был проведён следующий опыт, методом много-
кратной транскраниальной магнитной стимуляции на время опыта отключали покрышечную часть нижней лобной извилины обоих полушарий и зрительную кору. Испытуемым предлагали подражать движениям руки, записанным на видео в одной серии опытов и совершать самостоятельные движения руки в соответствии с движениями красной точки в другой. Количество ошибок было достоверно выше при подражании движениям руки, нежели при самостоятельных движениях, и при отключении покрышечной части нижней лобной извилины по сравнению с отключением зрительной коры. Авторы делают выводы об участии зоны Брока в процессе подражании и наличии в ней зеркальных нейронов.
Итак, зеркальные нейроны найденные в зоне Брока, традиционно связываемой с речью, позволяют посредством процесса подражания научаться говорить и понимать речь, а нарушения работы зеркальных нейронов могут приводить к различным психическим расстройствам, связанным с ущербностью речи, к аутизму, в том числе.

Salieva Fatima комментирует...

3.На эту тему еще можно добавить мнении многих авторов (Arbib, Bagashe …), которые считают, что речь в процессе эволюции возникла на основе подражания звукам и жестам. Во-первых, зона Брока, имеющая зеркальные нейроны, активна как при эндогенной речевой деятельности, так и при подражательной неречевой. Во вторых, зона Брока является гомологом зоны F5 мозга макаки, которая ответственна за подражательную деятельность. Речь, по мнению этих авторов, является на ранних своих этапах, как в филогенезе, так и в онтогенезе, звукоподражательным процессом, опосредованным системой зеркальных нейронов, найденных как в зоне F5 мозга макак, так и в зоне Брока мозга человека. Зеркальные нейроны позволили людям подражать и, возможно, понимать движения губ и языка других, таким образом, давая толчок для эволюции языковых способностей, если считать речь (на поведенческом уровне) сложнейшей способностью быстро создавать двигательные программы для артикуляционных органов. Также предполагается, что появление зеркальных нейронов, опосредовавших появление речи, подражания и эмпатии, было ключевым моментом в эволюции человека, ознаменовав начало его культурной жизни (огромный скачок вперёд по В.С. Рамачандрану). Отталкиваясь от вышеизложенных утверждений, можно предположить, что недостаточное развитие речевых функций при аутизме является следствием нарушения системы зеркальных нейронов и неспособности научаться речи посредством
подражания.

Irina комментирует...

1.Если принимать во внимание существование зеркальных нейронов, что сложнее - монолог и ли диалог?

Я считаю, что сложнее монолог. Диалог - это беседа двух и более лиц, в которой можно опираться на реакцию собеседника или собеседников. С помощью зеркальных нейронов мы понимаем речевые высказывания оппонента и невербальные сигналы, по которым можем судить о том, как человек нас понял. В монологе же нет собеседников и отсутствует какая либо критика как вербальная, так и невербальная. Речь должна быть заранее продумана. В основном речь в таком случае основывается на подражании.

Irina комментирует...

2.Что возникает раньше при усвоении ребёнком первичного языка: жест или слово?

Мне кажется, что первично ребенок усваивает жесты, которые играют основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. Речь является второй сигнальной системой и появилась после, т.к. возникает только при условии общения ребенка со взрослым.

Irina комментирует...

3. Снижается ли способность воспринимать речь на изучаемом языке, если что-нибудь держать в зубах?

По моему мнению, способность воспринимать речь на изучаемом языке снижается, если что-нибудь держать в зубах, т.к. мозг сконцентрирован на двух вещах сразу, что снижает его функции, и постаронние предметы мешают правиьному акценту и произношению, что может в последствии привести к неправильному запоминанию. Тренировка произношения, держа что-то в зубах, полезна только когда человек может правильно воспроизвести речь без посторонних предмеров в зубах.

Irina комментирует...

3. Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка?

Зеркальные нейроны активизируются при выполнении определённого действия. Отсюда можно сделать вывод, что проговаривание является важным условием закрепления в памяти фонем и развития фонетического слуха.

Lida Litko комментирует...

Термин "зеркальные нейроны" был предложен группой итальянских нейрофизиологов из города Парма в середине 1990-ых годов для обозначения нейронов, найденных в коре больших полушарий макак методом введения микроэлектродов. Зеркальные нейроны возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим индивидуумом. Первые определения функций зеркальных нейронов были очевидны - они активны во время подражания. Зеркальные нейроны можно рассматривать как некоторые переключатели поведения, находящиеся в ассоциативных зонах коры больших полушарий и связывающие сенсорные и моторные отделы. При восприятии действия, совершаемого другим индивидуумом, определённая группа нейронов сенсорных отделов, возбуждённых по определённому рисунку, свойственному именно этому действию, возбуждает определённые зеркальные нейроны, которые в свою очередь возбуждают определённую группу моторных нейронов коры, результатом чего является подражание.
Итак, зеркальные нейроны позволяют посредством процесса подражания научаться говорить и понимать речь.Зеркальные нейроны позволили людям подражать и, возможно, понимать движения губ и языка других, таким образом, давая толчок для эволюции языковых способностей, если считать речь (на поведенческом уровне) сложнейшей способностью быстро создавать двигательные программы для артикуляционных органов.
Исходя из вышеизложенной информации,я считаю, что монолог сложнее. Т.к. при диалоге человек может иммитировать и подражать своему собеседнику,действовать по аналогии, также человек видит какие-то реакции, и исходя из этого может понимать, правильно ли он что-то делает. А когда человеку необходимо построить диалог, то его нужно заранее продумать самому и подражать в данной ситуации некому.
Литко Лидия, 4 курс, ЯиТК

Семен комментирует...

1. Зеркальные нейроны - нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим существом. При диалоге, видимо, зеркальные нейроны более активны, так как они вызывают реакцию мозга не только при произнесении своей речи (как в монологе), но и при анализе чужих реплик, жестов и мимики (как в диалоге), поэтому я считаю, что с точки зрения зеркальных нейронов диалог сложнее.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Семен комментирует...

2. Усвоение жестов связано с функционированием зеркальных нейронов в мозгу. Приматы, чей речевой аппарат и уровень развития находится на уровне 1.5-2-х летнего ребенка способны усваивать жесты благодаря зеркальным нейронам, в то время как речь им недоступна. Выходит, что ребенку в возрасте 1.5 лет гораздо проще усваивать жесты, чем речь, поскольку их речевой аппарат еще недостаточно развит, а зеркальные нейроны уже способны функционировать (о чем говорят опыты с приматами), значит, жесты возникают раньше языка.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Семен комментирует...

3. Мозг должен сконцентрироваться сразу на нескольких видах деятельности: усвоение чужого языка, подражание чужому языку и жевательные функции. Чем больше функций мозг должен выполнять одновременно, тем ниже эффективность его деятельности, а значит, способность восприятия речи на чужом языке снижается.
Нонин Семен, ЯиТК. 4 курс

Семен комментирует...

4. Если зеркальные нейроны возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия, то значит, что упражнения на проговаривание фонем изучаемого языка вызывают те же реакции в мозгу, что и при восприятии чужой речи, а значит, обучающийся тренирует не только произношение, но и слух.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Анонимный комментирует...

Погорелов К. ТиПЛ 5к.

1. Если принимать во внимание существование зеркальных нейронов, что сложнее - монолог или диалог?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, т.к. и в процессе монолога, и во время диалога мы пользуемся техникой подражания, за которую, в свою очередь, отвечают зеркальные нейроны. Другое дело, что оба вида речи связаны с разными процессами памяти. И, если в процессе диалога преимущественно задействована так называемая "оперативная память", то при монологической речи говорящий чаще обращается к глубинной памяти, т.е., если считать, что подстраиваться под собеседника в устном дискурсе сложнее, то необходимо учитывать и тот факт, что акт коммуникации происходит в режиме реального времени, соответственно, говорящий моментально подсознательно анализирует и в чем-то копирует собеседника (что, безусловно, вызывает желание ответить на этот вопрос диалог) , но в это же время его речь гораздо менее структурирована, чем при произнесении монолога, который, будучи отнесенный ближе к речи книжного стиля, является более сложным для восприятия и воспроизведения говорящим.

Также, на этот вопрос невозможно ответить однозначно, хотя бы потому, что нам неизвестно, какого уровня монолог и какого уровня диалог сравнивать. Понятное дело, что и в контексте теории зеркальных нейронов и вне её диалог пятилетних детей никак не может быть сложнее, чем монологическая речь Цицерона. Если же брать среднюю температуру по больнице, т.е. человек, читающий монолог и люди, ведущие диалог, примерно одного социального положения, возраста, уровня образованности и владения языком, мы, опять же, упремся в тот же самый тупик - с одной стороны, сложно мгновенно реагировать и в чем-то подражать человеку в диалоге, с другой, речь тяжело организовывать грамотно и литературно в монологе.


2. Что возникает раньше при усвоении ребёнком первичного языка: жест или слово?

Безусловно, жест. Ведь дети, часто не обладая ещё достаточно развитым артикуляционным аппаратом (первое слово, в среднем, ребенок произносит в полтора года), зачастую прибегают к использованию жестов. Например, известны случаи, когда дети, будучи только в 8ми месячном возрасте, оповещают своих родителей о том, что они хотят есть, поднося руки ко рту. Также существует большое количество руководств как обучать малышей языку жестов, большинство которых использует теорию зеркальных нейронов, т.е., повторяя за родителями жесты, подкрепленные аудиальным и визуальным дополнением, ребенок учится устанавливать связь между внешним видом понятия и его жестовым обозначением.

3. Снижается ли способность воспринимать речь на изучаемом языке, если что-нибудь держать в зубах?

Если исходить из лексического значения слова "воспринимать", т.е. "усваивать получаемое извне", то способность "воспринимать речь", не снижается, но, в то же время, если человек хочет не только "усвоить" речь изучаемого языка, но и быть способным правильно её воспроизвести, аудиальное воспроизведение услышанной речи необходимо.

4. Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка?

Если рассматривать данный вопрос в контексте теории зеркальных нейронов, то ребенок, проговаривая фонемы, слоги, высказывания, запоминает их аудиальное звучание. Проговаривая звуки, слушая сам себя, он как бы приспосабливает свой артикуляционный аппарат под звучание фонем, тем самым, учась их различать, а это и есть развитие фонетического слуха.

Анонимный комментирует...

2. Что возникает раньше при усвоении ребёнком первичного языка: жест или слово?

Термин "зеркальные нейроны" (итал. - neuroni specchio, англ. - mirror neurons) был предложен группой итальянских нейрофизиологов из города Парма в середине 1990-ых годов для обозначения нейронов, найденных в коре больших полушарий макак методом введения микроэлектродов. Они возбуждались как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия кем-то другим.
Позже выяснилось, что и у людей имеется нечто вроде зеркальных нейронов, причём сосредоточены они в области Брока — той, которая соответствует зоне Ф5 у обезьян, и связана с речью. Это позволило итальянским исследователям выдвинуть предположение, что именно зеркальные нейроны были главным фактором появления речи у людей.
По их мнению, это могло произойти следующим образом. Наблюдая действия другого человека, первобытный человек, точно так же, как и мы сегодня, мысленно воспроизводил эти действия с помощью зеркальных нейронов. Одновременно эти нейроны отдавали его собственным мышцам приказ совершать те же действия. Мышцы напрягались соответствующим образом, но сами действия не совершались — их подавляли сильные запрещающие импульсы, обычно подаваемые в таких случаях спинным мозгом. Иногда, однако, напряжение преодолевало запрет и прорывалось в непроизвольном и коротком „подражательном“ действии. Такое действие, по мнению итальянских учёных, было зародышем жеста, дававшего возможность другому увидеть, что его „поняли“. Иными словами, это был зародыш коммуникации. На следующем этапе из таких жестов родилась и собственно речь, управление которой, как прежде — управление жестами, сконцентрировалось в том участке, где у людей сосредоточены зеркальные нейроны — в участке Брока.
Что касается маленьких детей, то процесс усвоения ими первичного языка, на мой взгляд, происходит по той же схеме: от простого – к сложному, от жеста – к речи. Так, даже животные способны через какое-то время жизни рядом с человеком понимать его жесты, однако говорить они не умеют. Прежде всего, усваиваются жесты и мимика взрослых и устанавливаются связи между ними и закодированной в них информацией. Так, ребенок, который еще не умеет говорить, часто показывает на предмет, который хочет получить или на который хочет обратить внимание взрослых и т.д. Жесты могут сопровождаться звукоподражательным лепетанием («агу», «фу», «кака», «бибика» и т.д.), которые только с течением времени (и нередко первое время с ошибками в тех или иных звуках – «больфой» вместо «большой» и т.д.) модифицируются в слово.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

2. Дополнение.
С XVIII в. учеными устанавливается связь речи с движением рук; так, при наблюдении за младенцами, было замечено, что если ребенку нажать на ладонь, то он открывает рот (рефлекс Бабкина). У младенцев до 26-27 недель также замечается повышенная активность движений рук. Из всех движений рук младших школьников до 40% приходится на жесты. Это еще раз доказывает, что усвоение жеста происходит раньше, чем усвоение слова.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

1)Если принимать во внимание существование зеркальных нейронов, что сложнее - монолог или диалог?

Термин "зеркальные нейроны" (итал. - neuroni specchio, англ. - mirror neurons) был предложен группой итальянских нейрофизиологов из города Парма в середине 1990-ых годов для обозначения нейронов, найденных в коре больших полушарий макак методом введения микроэлектродов. Они возбуждались как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия кем-то другим.
Позже выяснилось, что и у людей имеется нечто вроде зеркальных нейронов, причём сосредоточены они в области Брока — той, которая соответствует зоне Ф5 у обезьян, и связана с речью. Зеркальные нейроны позволили людям подражать и, возможно, понимать движения губ и языка других, таким образом, давая толчок для эволюции языковых способностей, если считать речь (на поведенческом уровне) сложнейшей способностью быстро создавать двигательные программы для артикуляционных органов.
С этой точки зрения диалог намного проще монолога. Ведь в нем человек может следить за речью собеседника (своего рода помощником-подсказкой в построении предложений), «зеркально» подражать ей (манере говорить, артикуляции, стилистике и т.п.) и, таким образом, порождать текст, в котором оппонент, как в зеркале, увидит что-то родное и скорее прислушается к нему и одобрит.
В случае же монолога такой «подсказки» нет, и человек вынужден самостоятельно, «вслепую» выбирать манеру, стиль, тон и содержание своей речи, чтобы воздействовать на собеседника. А это, в свою очередь, заведомо труднее общения в диалоге.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

Согласно результатам исследований, наиболее эффективной стимуляцией при изучении языка являются действия, которые включают движения кистей рук и движения рта (т.к. в этом случае люди реагируют психофизиологически). Для человека важно проговаривать слова, иначе (в большинстве случаев) он с трудом воспримет их на слух. Если при изучении языка держать что-нибудь в зубах, то это усложнит (если не сделает невозможным) процесс проговаривания услышанных слов, т.е. затруднит их восприятие.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

4.Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка?

Фонетический слух – это «слежение за непрерывным потоком слогов», различение искаженного произношения и восприятие звуков в различных фонетических позициях (Н.И. Жинкин).
Фонетическая система, по мнению Н.И. Жинкина, Л.В. Неймана и др. включает в себя речевые звуки, ударение и интонацию. Она развивается в процессе реализации нескольких связанных между собой направлений: одновременного формирования произношения звуков и фонетического слуха, что, в свою очередь, способствует «формированию межанализаторных связей, развитию слухового внимания, слухо-двигательной памяти, слухового и кинетического контроля» и развитию интонационного слуха.
Кроме того, исходя из определения зеркальных нейронов (как нейронов, возбуждающихся при выполнении определённого действия и при наблюдении за выполнением этого действия кем-то другим) можно предположить, что при проговаривании изучаемых фонем, слов и т.д. в зоне Брока (отвечающей за речь) будут активизироваться те же зеркальные нейроны, что и при прослушивании этих фонем, слов и т.д., произносимых диктором или преподавателем.
Таким образом, проговаривание фонем, слогов и высказываний изучаемого языка должно помогать развитию фонетического слуха человека.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

1) Зеркальные нейроны - нейроны головного мозга, часть которых возбуждается в ответ на совершение некоего действия, часть – за наблюдение за совершением действия. Соответственно при диалоге зеркальные нейроны возбуждаются больше, так как мозг реагирует на чужие действия и на свои одновременно.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

2) При усвоении ребёнком первичного языка раньше возникают жесты. Речевой аппарат ребенка не сразу способен воспроизводить слова, а подражение жестам возникает как феномен импринтинга.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

3)Способность воспринимать речь на изучаемом языке снижается, если что-нибудь держать в зубах, так как, даже не обращая на это внимания, мы проговаривает про себя свои и чужие реплики. Так проявляется деятельность зеркальных нейронов, направленная на подражание. Не имея такой возможности, мы теряем восприимчивость к речи.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

4)Выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка помогает развитию фонетического слуха, так как зеркальные нейроны возбуждаются в ответ на совершение данных действий.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

Если принимать во внимание существование зеркальных нейронов, что сложнее - монолог и ли диалог?

С точки зрения работы зеркальных нейронов, более сложным видом деятельности является монолог. Принцип действия зеркальных нейронов основан на имитации речевого поведения собеседника, что возможно только в диалоге. Данный компонент в монологе отсутствует, следовательно, монолог сложнее, если принимать во внимание существование зеркальных нейронов.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс

Анонимный комментирует...

Что возникает раньше при усвоении ребёнком первичного языка: жест или слово?

Жесты усваиваются детьми ранее слов. Теория о зеркальных нейронах подтверждает этот факт: дети, изучая жестикуляцию окружающих их людей (прежде всего, родителей), имитируют их, переводят их в сферу собственного социального взаимодействия. То же самое происходит и при восприятии слов, но позднее, так как "копировать" жест проще, чем слово.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс

Анонимный комментирует...

Снижается ли способность воспринимать речь на изучаемом языке, если что-нибудь держать в зубах?

Согласно теории о зеркальных нейронах, способность воспринимать речь снижается, если держать что-нибудь в зубах. Изучение речи предполагает повторение, имитацию звуков речи изучаемого языка. Зеркальные нейроны помогают человеку распознать услышанное и попытаться это повторить. Конечно, данная способность просто перестает функционировать, если ученик вставляет себе что-то в зубы, тем самым лишаясь способности сымитировать услышанное.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс

Анонимный комментирует...

Помогает ли развитию фонетического слуха выполнение упражнений на проговаривание фонем, слогов, слов, высказываний изучаемого языка?

Выполнение упражнений на проговаривание помогает развитию фонетического слуха и ускоряет процесс изучения языка в общем. Это происходит благодаря действию зеркальных нейронов: они побуждают к симуляции услышанного. Человек слышит речь и пытается ее симулировать, таким образом усваивая язык.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс