суббота, 17 сентября 2011 г.

Когнитивные теории. Часть 1

Концепция Пиаже

Согласно взглядам Ж. Пиаже, интеллект - это часть любого живого организма, обеспечивающая успешное взаимодействие с окружающей средой.
Под схемой понимается когнитивная структура, обусловливающая определённый вид деятельности. На всём протяжении интеллектуального развития действуют механизмы ассимиляции (реакции на внешние стимулы через призму определённой когнитивной структуры) и аккомодации (модификации когнитивной структуры).
Исследователь выделял следующие стадии интеллектуального развития:
1) сенсорно-моторная стадия (от рождения до 2 лет)
2) дооперациональное мышление (от 2 до 7 лет)
3) стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет)
4) стадия формальных операций (от 12 до 14 лет)
Пиаже уделял особое внимание индивидуальному интеллектуальному развитию.


Вопросы по теме:


1. На каких стадиях происходит усвоение системы, а на каких - нормы первичного языка?
2. Считаете ли вы, что индивидуальные занятия языком полезнее занятий в группе?
3. Какие когнитивные структуры вы могли бы отнести к врождённым схемам?

Интересные идеи и наблюдения можно найти в этой книге



23 комментария:

katya-kryukova комментирует...

2. Мне кажется, что иностранным языком полезнее заниматься в группе, чем индивидуально, что можно объяснить хотя бы тем фактом, что человек - существо социальное, и сама речевая деятельность предполагает наличие более, чем одного-двух участников, особенно учитывая тот факт, что в естественной жизни мы обычно вступаем в контакт с несколькими людьми сразу. Нахождение в группе людей является более ествественной ситуацией. К тому же, при изучении языка, важен такой фактор, как оценивание себя, что довольно сложно объективно сделать при индивидуальном режиме работы. Иными словами, именно обучение в группе наиболее точно имитирует естественную среду общения и позволяет максимально близко приблизить процесс обучения к жизни, не говоря уже о том разнообразии упражнений и заданий, которые можно использовать при групповом обучении, которое, к тому же, способствует развитию именно коммуникативной компетенции учащихся, обучение которой и является целью современного урока иностранного языка.

Иван Байков (ИЛинг Ин.яз 1) комментирует...

1. На каких стадиях происходит усвоение системы, а на каких - нормы первичного языка?

Рискну предположить, что усвоение системы языка происходит на сенсорно-моторной стадии и стадии дооперационального мышления.
Дети начинают запоминать и стараются продуцировать услышанные слова. Со времен характер их высказываний усложняется, они используют элементарную грамматику.
У Пинкера приведены очень интересные примеры "языковых неудач":
- "Behave!" - "I am heyv!"
- "Let's go to Miami!" - "I don't want to go to your ami!"
Из этого следует, что дети не только подражают услышанной речи, но так же замечают некоторые закономерности и используют их (изменение глагола to be, притяжательные прилагательные, отрицательные конструкции и т.д.)

Изучение же нормы языка - удел школьного образования (литература и ряд связанных с языком дисциплин), соответственно происходит на стадиях конкретных и формальных операций.

Iwan Dulenin комментирует...

3. Какие когнитивные структуры вы могли бы отнести к врождённым схемам?

Должно быть, речь идет о врожденных рефлексах, как хватательный, сосательный и т.д. Согласно Пиаже, такие рефлексы важны на ранней стадии интеллектуального развития.

Iwan Dulenin комментирует...

2. Считаете ли вы, что индивидуальные занятия языком полезнее занятий в группе?

У каждого вида занятий есть свои плюсы и минусы. Нужно так же учитывать индивидуальные особенности и потребности учащегося (порой для достижения определенных целей групповое занятие не нужно).
Когда учащийся не преследует какие-то конкретные цели, а желает овладеть языком "для себя" (для неформального общения с иностранцами, поездок за границу и т.д.), то групповые занятия подойдут как нельзя кстати.

katya-kryukova комментирует...

3. Можно привести пример с новорожденным, у которого такие когнитивные структуры, как сосательный, хватательный рефлексы, достижение и видение являются врожденными.
Стоит отметить, что схема и когнитивная структура организма были чрезвычайно важными понятиями в теории Пиаже. Присущие организму схемы определяют способ его взаимодействия с физической средой. Они могут отражаться во внешних поведенческих проявлениях, как в случае с хватательным рефлексом, или же работать скрыто. С некоторым допущением за скрытые проявления можно принять мышление.
Понятно, что доступные ребенку способы обращения с окружающим миром изменяются по мере его взросления, и для новых взаимодействий организма со средой необходима реорганизация присущих ребенку схем.

Lida Litko комментирует...

На мой взгляд, индивидуальные занятия полезнее занятий в группе. Во-первых, на индивидуальных занятиях преподаватель уделяет внимание только вам и работает только с вами. В групповых же занятиях преподавателю необходимо обратить внимание на каждого учащегося. Во-вторых, когда мы занимаемся индивидуально, преподаватель быстрее может обнаружить какие-то слабые места ученика и исправить их, в отличие от групповых занятий, где ему придется потратить на это гораздо больше времени. Также на индивидуальных занятиях быстрее и эффективнее усваивается грамматика иностранного языка. Что касается устной практики, то в этом случае полезными могут оказаться групповые занятия, т.к. там делается большой упор на коммуникацию, на обсуждение каких-то тем, текстов и т.д. Но с другой стороны это все можно сделать и на индивидуальных занятиях. К тому же это можно заменить общением с носителями изучаемого языка по интернету (например, skype), что тоже очень полезно.
Литко Лидия (4 курс, ЯиТК)

Lida Litko комментирует...

На мой взгляд, индивидуальные занятия полезнее занятий в группе. Во-первых, на индивидуальных занятиях преподаватель уделяет внимание только вам и работает только с вами. В групповых же занятиях преподавателю необходимо обратить внимание на каждого учащегося. Во-вторых, когда мы занимаемся индивидуально, преподаватель быстрее может обнаружить какие-то слабые места ученика и исправить их, в отличие от групповых занятий, где ему придется потратить на это гораздо больше времени. Также на индивидуальных занятиях быстрее и эффективнее усваивается грамматика иностранного языка. Что касается устной практики, то в этом случае полезными могут оказаться групповые занятия, т.к. там делается большой упор на коммуникацию, на обсуждение каких-то тем, текстов и т.д. Но с другой стороны это все можно сделать и на индивидуальных занятиях. К тому же это можно заменить общением с носителями изучаемого языка по интернету (например, skype), что тоже очень полезно.

veronica комментирует...

2. По моему мнению, уроки иностранного языка должны носить групповой характер, так как при изучении нового языка, необходимо развивать свою речь, при том что в группе должны состоять не менее 5 и более человек, так как контакт двух людей не характерен для развития приближенной речи того или иного языка. Необходимо отметить, что при групповой занятии возможны различные упражнения для развитии речи и не только, нежели при индивидуальном занятии. Однако, индивидуальные занятии так же характерны изучению иностранного языка, но только в том случае если ученик (студент) не понят или не разобрался в той или иной конкретно поставленной теме или задаче.
Кирьянова Вероника. Магистратура. Лингвистика.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

1. Мне кажется, что усвоение системы происходит на самых первых стадиях, т.е. сенсомоторной и дооперационного мышления, когда ребенок только начинает познавать мир. В период от рождения до 7 лет он воспринимает язык как некую систему, часто путая, например окончания или придумывает какие-то новые слова по-аналогии.
Что касается норм языка, то они усваиваются уже в стадии конкретных операций, т.е. в период 7-12 лет. Считается, что к 12 годам человек должен освоить нормы первичного языка.
На последней стадии, согласно концепции Пиаже, происходит формирование когнитивного аппарата и логического мышления.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

2. По моему мнению, индивидуальные занятия и занятия в группе одинаково полезны.
Занимаясь индивидуально с преподавателем, человек в праве изучать только те аспекты языка, которые ему необходимы, пропуская то, что уже отработано. Кроме того, индивидуальные занятия позволяют выбрать ритм обучения для конкретного обучающегося.
Что касается групповых занятий, то они полезны прежде всего тем, что там занимаются люди с разными способностями, тембром голоса и темпом речи, что позволяет тренироваться воспринимать различную речь. Кроме того, общаясь на занятиях с другими людьми, можно обмениваться мнениями по любым вопросам. Также существуют типы упражнений, когда нужно послушать речь человека или прочитать, например, сочинение, и найти ошибки. Это тоже очень полезно при обучении.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

3. Согласно концепции Пиаже, к врожденным схемам относятся рефлексы, с которыми ребенок появляется на свет:
-хватательный,
-сосательный,
-поиска и пр.
Но поскольку их слишком мало для познавания мира, со временем ребенок начинает на их основе формировать более сложные схемы, например бросает, нюхает, пробует на вкус, ломает, сгибает и пр.
Все эти рефлексы помогают ребенку интеллектуально развиваться.

veronica комментирует...

Как показывает практика, в группе проще отрабатывать разговорную речь, поэтому если Вы никогда не изучали иностранный язык, Вам будет легко и интересно преодолевать все трудности в изучении языка вместе с людьми, которые тоже только начинают заниматься английским языком.

Занятия в группе занимательны и эффективны также и для преодоления языкового барьера, потому что типичные языковые ситуации отрабатываются в многочисленных диалогах и ролевых играх. Комплексный подход к обучению позволяет включить в программу чтение текстов различной тематики, решение проблемных ситуаций, разработку проектов и написание писем, как дружеских, так и официальных. Таким образом, преподаватели добиваются максимального усвоения информации на самих занятиях, что позволяет не затрачивать много времени на самостоятельную подготовку.
Индивидуальные занятия не только помогут «оседлать» разговорную речь, грамматику и чтение, но и сделают это в максимально удобной и эффективной форме. Ведь каждый человек запоминает индивидуально быстро или медленно. У каждого своя скорость восприятия, которая и ложится в основу индивидуальной программы, для каждого отдельного ученика. Только при персонифицированном подходе можно гарантировать, что индивидуальное обучение будет иметь наиболее стремительный прогресс и наиболее хорошие результаты.
Но индивидуальные занятия далеко не всегда требуются тем, кто желает выучить язык «с нуля». Бывают случаи, когда речевые обороты и лексику нужно максимально быстро вспомнить перед, например, поездкой заграницу или перед сложным лингвистическим экзаменом.
Нельзя забывать и о том, что индивидуальные курсы английского могут быть рекомендованы с медицинской точки зрения. Индивидуальные уроки английского языка, в отличие от групповых, никак не ассоциируются с состязанием. Нет студентов, которые знают язык лучше или хуже. Есть только вы и преподаватель. Таким образом, индивидуальные уроки английского запросто могут проходить люди со страхом аудитории, т.е., кому запрещено волнение (страх ошибиться в присутствии посторонних провоцирует постоянное небольшое волнение). Ахалая Марика. Магистратура

Анонимный комментирует...

Бабушкина Марина
2. Индивидуальные или групповые занятия

По моему мнению, и там, и там, есть несомненные преимущества.
Индивидуальные занятия обычно проходят в том темпе, который нужен именно вам. На занятиях даже в малых группах, это уже сложнее. Время индивидуального занятия также довольно гибкое. Если преподаватель чувствует, что одного часа вам не хватило для понимания материала, он продлит урок. В группах это невозможно.
Но с другой стороны, в группе проще отрабатывать разговорную речь, групповые занятия могут проходить более увлекательно. Появляется возможность слушать иностранную речь других людей, обсуждать с ними различные темы. И ,конечно, в группе присутствует некая конкуренция, которая может послужить дополнительным стимулом.
Я бы выбрала занятия в небольшой группе.

Анонимный комментирует...

Бабушкина Марина
3. Когнитивные схемы позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем. Они складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными.
К врождённым схемам относят (Пиаже) врождённые рефлексы, такие как защитный рефлекс, опорный, хватательный, сосательный, поисковый и др.

Анонимный комментирует...

Бабушкина Марина
1. усвоение системы первичного языка начинается еще с первой, сенсорно-моторной, стадии. В 8-12 месяцев дети уже исследуют окружающий мир вокруг себя и начинают подражать поведению окружающих людей. В 12-18 месяцев он использут различные звуки и действия, чтобы обратить на себя внимание родителя. С 8-24 месяцев
дети начинают использовать символы, чтобы представить события или объекты в мире, и т.д.
От 1 года до 2 лет - это Этап однословных высказываний, а затем уже двухкомпонентных высказываний.
С 3х лет - этап элементарных сложных предложений, происходит усвоение грамматической структуры предложения.
Нормы языка усваиваются уже на стадии конкретных операций. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии.

Lida Litko комментирует...

Я считаю, что усвоение системы происходит на сенсорно-моторной стадии. Исследование развития мышления Пиаже начинает с анализа практической, предметной деятельности ребенка в первые два года жизни. Он считает, что истоки даже крайне абстрактного знания следует искать в действии, знание не приходит извне в готовом виде, человек должен «построить» его.Ребенок от рождения до 1,5 — 2 лет характеризуется развитием чувств и двигательных структур: он смотрит, слушает, трогает, нюхает, манипулирует, и делает это из врожденного любопытства к окружающему миру. Выделяются два подпериода сенсомоторного интеллекта:

— до 7—9 месяцев, когда наблюдается центрация младенца на собственном теле;
— с 9 месяцев, когда происходит объективация схем практического интеллекта в пространственной сфере.
Усвоение нормы первичного языка происходит на стадии конкретных и формальных операций.
Формально-операциональные структуры проявляются в способности ребенка рассуждать гипотетически и независимо от содержания предметной области, без конкретной опоры. Формальные мыслительные операции — основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. Абстрактное мышление представляет собой способность строить умозаключения по правилам формальной логики и комбинаторики, что позволяет подростку выдвигать гипотезы, придумывать их экспериментальную проверку, делать выводы.
Литко Лидия, 4 курс, ЯиТК

Семен комментирует...

1. Усвоение системы родного языка происходит интуитивно, вне желания и способностей ребенка, на самых первых стадиях развития интеллекта (сенсорно-моторной стадии и стадии дооперационального мышления). Усвоение норм начинается с того времени когда ребенок становится способным не только подражать речи взрослых, но и анализировать ее. Происходит это, видимо, на стадии конкретных и формальных операций. ]
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Семен комментирует...

2. Это во многом зависит от цели обучения. Для развития чтения, письма и быстрого усвоения грамматики лучше подходят индивидуальные занятия, так как обучающейся двигается в оптимальном для него темпе, и ему не приходится ждать «отстающих» или догонять «вперед идущих», с другой стороны, для развития аудирования и говорения лучше заниматься в группе. Конечно, речь и слух развиваются и при индивидуальных занятиях, но в группе гораздо быстрее удается научиться понимать и говорить с разными людьми. Когда обучающийся занимается индивидуально с одним человеком, то он привыкает только к его стилю говорения и слушает только его голос, а в группе он учится воспринимать разных людей и вступать в общение с разными людьми (что в будущем позволит ему менее болезненно преодолевать языковой барьер).
Нонин Семен, 4 курс, ЯиТК

Семен комментирует...

3. Врожденные схемы – это врожденные рефлексы, возникающие у ребенка в первую очередь: сосательный, хватательный, поисковый и так далее. Развиваются они на ранних стадиях интеллектуального развития (на сенсорно-моторной стадии). По мере развития интеллекта потребности увеличиваются, и рефлексы становятся более сложными.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Анонимный комментирует...

2.Считаете ли вы, что индивидуальные занятия языком полезнее занятий в группе?

На мой взгляд, однозначный ответ, что какой-то из двух указанных типов занятий (индивидуальный или групповой) полезнее другого, будет некорректным. Ведь все люди разные, у каждого свой тип интеллекта и свой склад характера. Экстравертам проще заниматься в группе, вести дискуссии и беседы с коллегами, интроверты же, наоборот, комфортнее чувствуют себя в индивидуальной беседе с преподавателем или при написании текстов (а не постоянном рассказывании их вслух). Кроме того, есть люди с внутриличностным интеллектом, которые в принципе предпочитают индивидуальные занятия или самоподготовку, и люди с социальным интеллектом, для которых полезны именно занятия в группе, обсуждения, дискуссии, игры и т.п. Конечно, изучение языка не может все время сводиться к самоподготовке, потому что нужна постоянная практика устного общения и построения диалогов. Но для интровертов и людей с внутриличностным интеллектом, возможно, комфортнее будет заниматься в маленьких группах (из 2-4-х человек) и совмещать такие занятия, например, с индивидуальным освоением теоретической грамматики (я не рассматриваю те случаи, когда человек приходит изучать язык с узкой целью и когда для него логичнее составлять индивидуальную программу). Ведь чем меньше неловкости человек будет испытывать на занятиях, тем с большей охотой он будет на них идти (и не будет переносить негативные эмоции от занятий на изучаемый язык) и тем большей будет вероятность его успехов!

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

3.Какие когнитивные структуры вы могли бы отнести к врождённым схемам?

Первые взаимодействия детей со средой только сенсомоторны (у ребенка еще нет ни речи, ни памяти). Т.е. они отвечают на непосредственный стимул среды рефлекторной моторной реакцией. При первых контактах ребенка с миром участвуют врожденные схемы, такие как хватание, сосание, видение и достижение. Результаты раннего опыта фиксируются в когнитивных структурах и постепенно преобразуют их. С приобретением опыта расширяются когнитивные структуры ребенка, в связи с этим у него появляется возможность адаптироваться к возрастающему количеству событий.
По мере совершенствования когнитивной структуры дети приобретают способность отвечать на более сложные стимулы. Они учатся понимать такие вещи, как количество, длина, площадь. Затем они становятся менее зависимыми от ситуации «здесь и сейчас». Например, они могут «думать» об объекте, который не находится перед ними. Теперь их опыт складывается под влиянием физической среды и когнитивных структур, отражающих весь предыдущий опыт. Постепенное снижение зависимости от физического окружения и увеличение использования когнитивных структур происходит в процессе интериоризации.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

1.На каких стадиях происходит усвоение системы, а на каких - нормы первичного языка?

Усвоение системы первичного языка происходит еще с сенсорно-моторной стадии развития, в которой ребенок пытается разобраться в окружающем мире, понять, как он устроен, «построить» для себя что-то вроде картины мира.
Уже с 4-х месяцев младенец становится более сосредоточенным на мире и начинает намеренно выполнять свои действия, чтобы вызвать ответную реакцию в окружающей среде.
К 8-ми месяцам он показывает уже явные намеренные действия и подражание поведению взрослых. В это время малыши начинают понимать, что различные предметы обладают определенными качествами. Например, ребенок понимает, что погремушка издает звуки, когда ее трясут.
А уже к 12-ти месяцам происходит то, что Пиаже называет «открытием новых средств достижения цели путём активного экспериментирования». То есть здесь появляются так называемые действия-средства. Например, ребенок может пробовать использовать различные звуки и действия, чтобы обратить на себя внимание родителя.
Формирование звуковой и слоговой системы слова происходит у детей постепенно на разных этапах их овладения. Большинство исследователей выделяют 3 этапа становления звуковой стороны речи детей:
• предречевой этап (дознаковый, доречевой) - от рождения до года - включает 3 стадии: стадия крика, стадия гуления, стадия лепета;
• этап первичного освоения языка (усвоения фонетики) - от года до двух лет;
• этап усвоения грамматики - с двух до пяти лет.
Нормы первичного языка усваиваются в 7-12 лет (на стадии конкретных и формальных операций, когда формируется абстрактное и логическое мышление).

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

2. Считаете ли вы, что индивидуальные занятия языком полезнее занятий в группе?

Как мне кажется, занятия в группе намного полезнее индивидуальных, особенно если речь идет об изучении иностранного языка. В группе появляется мотивация к изучению на основе некоторой конкуренции (желание не отставать от других), с несколькими людьми можно выполнить множество заданий на развитие речи, провести игры. Даже в том случае, если преподаватель тратит какое-то время на других учеников, другие слушатели могут принимать участие в их беседе и запоминать что-то для себя.
Индивидуальные занятия могут продуктивны лишь в том случае, когда требуется наверстать пропущенные темы или ликвидировать пробелы в знаниях.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс