понедельник, 26 сентября 2011 г.

Нейрофизиологические теории

Дональд Олдинг Хебб

Согласно взглядам Д.Хебба, в мозгу новорождённого количество связей между клетками невелико. Сенсорный опыт повышает уровень организации нейронных сетей. Ключевыми понятиями его теории являются
констелляции клеток и фазовые последовательности. Каждый объект окружающей среды и/или внутренняя стимуляция активирует в мозге группу нейронов - констелляцию. Это неврологическая основа мысли. Фазовая последовательность - это динамически связанные констелляции. Когда активируется одна констелляция, возбуждается вся фазовая последовательность. По мнению Хебба, можно выделить 2 типа научения.  Один - формирование констелляций в раннем возрасте. Затем научение приобретает когнитивный характер. Инсайт и креативнось ведут к перегруппировке фазовых последовательностей.
Теория активации описывает связь между уровнем стимуляции и когнитивной активностью: стремление к оптимизации уровня стимуляции является важным мотивом поведения.
Теория консолидации описывает перенос того, что хранится в кратковременной памяти, в долговременную. Кратковременная память запускается сенсорной стимуляцией. Долговременная память подразделяется на декларативную и процедурную. Для записи в декларативную память необходима деятельность лимбической системы, для процедурной - базальных ганглиев, группы нервных  структур, принимающих участие в контроле мышечных движений.

Вопросы по теме:
1. Эффективно ли использование в обучении языку эмоциональной стимуляции? Какие электронные средства обучения можно для этого использовать?
2. Какая информация в практическом курсе иностранного языка должна быть зафиксирована в декларативной памяти, какая - в процедурной?
3. Предложите модель презентации лексической темы, опираясь на тему "Нейрофизиологические теории"

11 комментариев:

katya-kryukova комментирует...

1. Использование эмоциональной стимуляции в обучении языкам является довольно эффективным, поскольку она не просто порождает нервный импульс, который достигает определенный участок коры головного мозга, но и усиливает таким образом активность так называемой ретикулярной активирующей системы. А, как известно, потребность в нормальной стимуляции со стороны разнообразной окружающей среды является фундаментальной потребностью организма, особенно в сфере эмоций. При ее отсутствии нарушается умственная деятельность и начинается разрушение личности, у человека возникают неприятные ощущения и серьезный психологический дискомфорт, что может проявиться в раздражительности и агрессивности, не говоря о потере возможности осуществлять нормальную умственную деятельность, в том числе обучаться. Поэтому для стимулирования эмоциональной сферы при обучении языкам можно использовать различные средства, в том числе электронные. Так, например, чтобы задействовать слуховые и зрительные образы, можно использовать музыку, фильмы анимацию, а также всевозможные интерактивные элементы (электронные игры и т.п.)с эмоционально значимыми для обучающихся компонентами.

Iwan Dulenin комментирует...

2. К декларативным знаниям относятся концептуальные и образные репрезентации (т.е. знания о мире и окружающих объектах), соответственно они отвечают за слова и их значения.
Процедурные знания отвечают за репрезентации, связанные с действиями (что позволяет нам понимать значение действий и самим исполнять их) - артикуляция звуков и синтаксическая организация высказываний.

Дарья Рыжова комментирует...

2. Процедурная (двигательная) память, по скольку является памятью мышечной, будет содержать в себе артикуляцию, знание как издать тот или иной звук языка. А движения руки для написания букв алфавита. Все остальное: грамматические правила, словарный запас и пр. будет содержаться в декларативной памяти.

Дарья Рыжова комментирует...

Организм по своей природе стремится к поддержанию среднего уровня активации, также необходимого для процесса обучения. Эмоциональные стимуляции, смогут поднять уровень активации, способствуя научению, но стоит быть осторожным, что бы его не превысить. Эмоциональные симуляции также способствуют усвоению материала, вызывая определенные ассоциации, помогают провести параллель с уже имеющимся опытом, а также сами по себе могут являться поощрением за правильные действия. В обучении языком хорошо использовать все медийные средства, кино, мультипликацию, музыку, однако наиболее важно подбирать их учитывая пристрастия учащегося, что бы они имели искомый эмоциональный эффект.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

2. Согласно теории консолидации для декларативной памяти необходима активация лимбической системы, т.е. эмоций, поэтому при изучении иностранного языка в ней должны быть зафиксированы различные интонационные образцы, фонетические оболочки слов. Часто иностранные слова звучат для нас смешно и нелепо, однако достаточно быстро заносятся в долговременную память.
Что касается процедурной памяти, для которой необходима активизация базальных ганглиев, то в ней должна быть зафиксирована орфография, грамматика (нередко мы запоминаем какие-либо конструкции после того, как несколько раз их напишем, а также невербальные образцы.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

1. Безусловно, эмоциональная стимуляция способствует более эффективному обучению языку, поскольку, если человек испытывает удовольствие от того, что он делает, то и учить иностранный язык ему будет легче. Для этого могут быть использованы различные электронные средства. Например, человеку нравится песня на иностранном языке, он постоянно её напевает, заучивая тем самым новые слова (предварительно посмотрев их значения в словарях) или грамматические конструкции.
Немаловажно также значение просмотра фильмов на иностранном языке, в которых содержатся примеры разговорной речи, невербального общения.
Кроме того, существует большое количество интересных компьютерных игр, направленных на запоминание орфографии и синтаксиса (например составить слова из букв).

Irina комментирует...

1.Использование в обучении языку эмоциональной стимуляции эффективно, так как создает атмосферу, в которой обучающийся чувствует себя комфортно и свободно; стимулирует интересы, развивает желание практически использовать иностранный язык, а также затрагивает личность обучающегося в целом, вовлекает в учебный процесс его чувства, эмоции и ощущения, стимулировать его речевые, когнитивные, творческие способности. Эмоциональная стимуляция помогает создавать ситуации, в которых преподаватель не является центральной фигурой, тогда учащийся осознает, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения. Следовательно важно использовать данную стимуляцию, чтобы в полной мере активизировать активность обучаемых, их самостоятельность и творчество.
Не секрет, что современное компьютерное поколение выбирает информационные технологии, пренебрегая печатными изданиями. Электронная форма представления образовательной информации является удобной альтернативой традиционным бумажным учебным материалам: учебникам, пособиям, журналам и т. д. Электронное учебное пособие представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее студентам и преподавателю оценить уровень знаний по определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию. Также, кроме учебных пособий, для обучения используются электронные образовательные игры, фильмы. Важное место занимают программы, направленные на одновременное обучение и проверку полученных знаний, сгенерированные для конкретного уровня подготовки ученика.

Irina комментирует...

2.Важность разграничения декларативного и процедурного знания связана с тем, что имеются значительные различия между знанием о чем-либо и знанием как сделать что-либо, но не на уровне вербального описания, а в плане реального действия. Поэтому, декларативная память отвечает за запоминание значений слов, а процедурная память отвечает за грамотное их произношение.

Irina комментирует...

3.Презентация лексической темы «Вводные слова в английском языке». Обучающимся предлагается прочитать текст с большим количеством вводных слов, далее выделить эти слова из текста, предложить возможное значение данных слов, далее определить их точных перевод (т.е. задействовать декларативную память студента). Далее предлагается придумать собственные предложения с использованием вводных слов, пытаясь четко усвоить правильность их произношения и написания(т.е. задействовать процедурную память). После этого студенты разбиваются на пары, и обыгрывают ситуации при которых в совместных диалогах используют новые слова. При этом, можно определить четко ограниченный круг ситуаций, например, касающийся их жизни в университете. Тем самым, студент вовлекает в процесс игры свои чувства и эмоции, что способствует лучшему усвоению материала, созданию ассоциативных образов.

Iwan Dulenin комментирует...

1. Человек сильно зависим от своих эмоций. Наше эмоциональное состояние вызывает изменения в работе мозга, напрямую влияет на нашу способность обрабатывать, хранить и восстанавливать информацию, т.е. способность учиться в целом. Поэтому эмоциональная подача материала во многом определяет насколько легко учащиеся будут воспринимать новые идеи.
Выбор же электронных средств, которые вызывали бы положительную эмоциональную отдачу, зависит от потребностей и интересов учащихся.
Особое внимание можно уделить интерактивным элементам (играм, видео), где выбор учащихся (например, написать правильное слово или выбрать слово по смыслу, указать нужную грамматическую конструкцию) влияет на дальнейшее развитие сюжета.

Iwan Dulenin комментирует...

3. Тема "Цвета" (английский язык, базовый уровень).
- Наглядно-образная презентация новой лексики с использованием видео или карточек с нужными цветами. (сенсорная стимуляция)
- Работа над произношением выбранной лексики (процедурная память)
- Упражнения для активации; прим.
"Touch something blue/yellow/green" (метод TPR) (декларативная память)
описание картинок и использованием ранее изученной лексики (комбинированные упражнения).