четверг, 22 сентября 2011 г.

Когнитивные теории. Часть 3

Согласно взглядам Альберта Бандуры, научение может проходить через наблюдение, при этом можно говорить о замещающем подкреплении. На обучение посредством наблюдения оказывают влияние следующие процессы:

1. Процессы внимания (эмоциональная значимость, сложность, распространённость, функциональная значимость и др.).
2. Процессы запоминания (символьное кодирование, когнитивное структурирование, когнитивная репетиция, исполнение и др.).
3. Процессы формирования поведения (наблюдение за действием, когнитивная репрезентация, обратная связь, сопоставление и др.).
4. Процессы мотивации (внешняя мотивация, замещающая мотивация, самомотивация)

Вопросы по теме:
1. Что такое замещающее подкрепление? Как его используют при обучении языкам?
2. Какие свойства обучаемого имеют значение для успешного протекания процессов внимания, запоминания, формирования поведения и мотивационных процессов при научении?
3. Что такое самомотивация?

10 комментариев:

katya-kryukova комментирует...

2. Известно, что люди обладают различными свойствами, которые оказывают свое влияние на процесс научения. Если говорить в общем, то к индивидуальным особенностям можно отнести:
- различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, которые оказывают влияние на наши мысли и действия.
- разные стратегии кодирования — в том смысле, что люди по-разному репрезентируют или символизируют средовую стимуляцию.
- различающиеся ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным исходам.
- субъективные ценности: люди различаются по той цене, которую они придают различным исходам.
-существуют системы и планы саморегулирования: поведение регулируется на основе индивидуально устанавливаемых стандартов.
Если говорить конкретно, то для успешного протекания процесса внимания важны перцептивные возможности, установки, познавательные способности и уровень мотивации обучающегося.
Для запоминания особую роль играют когнитивные навыки и структуры, основной канал восприятия обучающегося.
Формирование поведения зависит от сформированных ранее навыков обучающегося, а также его физических возможностей.
Если же речь идет о мотивационных процессах, то здесь следует отметить мотивационные предпочтения, культурные коды и индивидуальные внутренние стандарты обучающегося.

katya-kryukova комментирует...

3. Самомотивацию трактуют как процесс управления семантической структурой сознания, всеми логическими уровнями и состояниями, иерархией потребностей и координацией потребностей со способностями и возможностями, доступной информацией и риском, навыками и ресурсами, препятствиями и конкуренцией, эффективностью поведения и обратной связью.
Такую мотивацию называют еще внутренней —самостоятельно создаваемые факторы, которые влияют на людей, заставляя их вести себя определенным образом или дви­гаться в определенном направлении. Среди этих факторов: ответственность (ощущение, что работа важна и контроль над своими собственными ресурса­ми), независимость (свобода действий), возможность использовать и раз­вивать навыки и способности, интересная деятельность и т.п..
Выделяют еще и внешнюю мотивация — различные внешние факторы, побуждающие людей на определенные поступки. Эта группа включает в себя вознаграждения, похвалу и т.п.
При этом если внешние побуждающие факторы могут приводить к немедленному и мощному воздействию, оно, тем не менее не всегда продолжается в течение длительного времени. Внутренние мотиваторы имеют тенденцию воздейство­вать более глубоко и длительно, поскольку они присущи самим людям, а не навязаны извне.
Самомотивация бывает также позитивная и негативная.
К позитивной мотивации чаще относят такие приемы, как копилка позитивной энергии и поддержка своих достижений: визуализация мечты, поощрения и награды.
К негативной мотивации - контроль собственного поведения: напоминалки, отрицательное подкрепление своих ошибок, наказания самого себя.
Негативная самомотивация - обычно сильнее, а позитивная - экологичнее и более долгоиграющая. Лучше всего объединять и позитивную, и негативную самомотивацию, подбирая между ними наиболее подходящий баланс.

katya-kryukova комментирует...

1. В теории Бандуры подкрепление исполняет две важные функции. Одна функция зарождает в наблюдателях ожидание того, что если они поступят определенным образом в определенной ситуации, то, скорее всего, они получат подкрепление. Другая функция - мотивационные процессы - предоставляет мотив для использования того, что было выучено.
Это представляет собой отступление от традиционных теорий подкрепления. Согласно Бандуре, наблюдатель может научиться просто через отслеживание последствий поведения других, сохраняя эту информацию в символическом виде и используя ее, когда это будет необходимо. Именно в данном контексте и можно говорить о замещающем подкреплении, которое, по мнению Бандуры, так же информативно, как непосредственное подкрепление. Наблюдатели получают информацию, отслеживая последствия либо собственного поведения, либо поведения других. Информация, полученная путем этих наблюдений, может быть использована впоследствии в различных ситуациях, когда возникнет необходимость. Поскольку действия, собственные или чужие, которые ведут к вознаграждению или избеганию наказания, особенно функциональны, именно их индивиды будут стараться наблюдать и сохранять в памяти для дальнейшего использования. Вооруженные информацией, полученной ранее через наблюдения, индивиды предвидят, что если они поступят определенным образом в данной ситуации, это приведет к известным последствиям.
Что касается обучению иностранным языкам, этот способ также очень эффективен, поскольку помогает обучаемому опосредованно, через наблюдения сделать определенные выводы. Проводя опрос одного обучающегося и соответственно реагируя на его ответ, преподаватель таким образом вырабатывает определенную реакцию у всех остальных обучающихся (напр., А подглядывал в тетрадь во время ответа и получил хорошую оценку, В рассказывал наизусть и получил отличную оценку, соответственно что я должен сделать, чтобы получить определенную оценку; или А использовал новые слова в своем ответе, и его отметили, В не использовал новые слова в своем ответе, и его не отметили и т.п.)

nastya-vasileva комментирует...

Одно из центральных положений теории социального научения состоит в том, что дети не нуждаются в получении прямого подкрепления. Они учатся, наблюдая за тем, как ведут себя другие люди и какую награду или наказание при этом получают (замещающее подкрепление).
Васильева Настя Магистратура Иностранные языки

nastya-vasileva комментирует...

3. Самомотивация — это способность мотивировать себя на выполнение тех дел, которые не вызывают у вас особого интереса. Можно научиться настраивать себя положительно на выполнение определенной работы, задавая себе положительные мотивы. Существует 8 способов самомотивации:
1. Первый и самый важный момент самомотивации – это осознание, что сразу ничего не выйдет. Не бывает так, что ты захотел и тот же час получил. Для этого нужно пройти жизненные этапы, пройти определенный отрезок времени..
2. Раздели весь период проекта/дела на несколько этапов, иными словами, поднимайся по одной лестнице, а не перепрыгивай сразу, а то можешь оступиться и упасть, а подняться сил не будет. Завершение каждого этапа, преодоление каждой ступеньки – это победа, победа, в первую очередь над собой.
3. Не ограничивай свои возможности. Не строй планы, которые можешь с легкостью выполнить, иначе утеряешь интерес и азарт к будущим планам. Но и строить мечты нужно реальные, а не которые, невозможно выполнить, – иначе это уже не мечты, а миражи.
4. В моменты “слабости духа” и низкого уровня самомотивации, хорошим зарядом новой, положительной энергии будет служить ранее накопившиеся положительные отзывы о твоей работе, а они будут в любом случае.
5. При слабом уровне самомотивации можно использовать конкуренцию с самим собой, т.е. инстинкт противоборства, в данном случае, с самим собой. Или же с конкурентами.
6. Еще один способ – это посмотреть на себя со стороны. Когда твое состояние ужасно, ничего не хочется, то необходимо посмотреть на себя со стороны. Увидишь, насколько ты жалко выглядишь и поймешь, что так дальше нельзя, нужно менять в корне, воспрянуть после падения и вновь ринутся в бой.
7. Не живи одним бизнесом/идеей. Иначе поток энергии рано или поздно иссякнет, а пополняться ей неоткуда, соответственно и уровень мотивации упадет к нулю, а еще кучу всего негативного.
8. Занимайся любимым делом! Иначе рано или поздно, а скорей рано, чем поздно, тебе надоест то дело, которое тебе не приносит эстетического удовлетворения.

Васильева Настя Магистратура Иностранные языки

Дарья Рыжова комментирует...

1. Бандура поддерживал взгляды бехевиористов, которые считали, что для закрепления результата необходимо поощрение\наказание, при это он считал, что необязательно испытывать это на себе, а можно научиться простым наблюдением, "на чужих ошибках": видя как кто-то другой совершает действие и получает за это награду, у наблюдателя также сохраняется положительный результат, его поощрением при этом является знание о том, что эту награду за это действие можно получить,Это и есть замещающее подкрепление.

Дарья Рыжова комментирует...

Для обучения в принципе замещающее подкрепление является очень полезным инструментом, именно на его основе, даже еще не зная о его существовании, появляются, например, басни. В процессе обучения мы часто прибегаем к помощи "примеров", которые, по сути, также моделируют ситуацию, давая нам знание о результате и поощрении за него, не заставляя нас физически испытать это на себе.
Что же касается языка, я думаю механизм не сильно отличается. Можно на примере диалогов записанных на пленку показывать разницу паронимов, т.е. употребив неправильное слово, говорящий вызывает смех (негативную реакцию)у собеседника. Учащиеся, слушающие запоминают ошибку и как использовать правильно это слово. Таким образом они избегают стыда ("наказания за ошибку") а вместе с ним и побочных эффектов (страха говорить на ин. языке, страха ошибиться.

Дарья Рыжова комментирует...

Самомотивация - это такой вид мотивации, когда стимул делать что-то продиктован не внешними обстоятельствами, а внутренними мотивами: чувством долга, ответственностью, желанием быстрее достичь результата.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

1. Замещающее подкрепление согласно теории А. Бандуры - ситуация, когда человек наблюдает за тем, какое подкрепление в конкретной ситуации получают другие люди, и делает для себя каике-то выводы, что он может получить в данной ситуации в зависимости от поступков.
При обучении языкам и не только, замещающее подкрепление можно использовать в виде более высоких оценок, похвалы, постановки обучающегося в пример другим, награды и пр. Все это может стимулировать других более усердно обучаться.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

3. Самомотивация - один из важных компонентов любой деятельности, когда человека не заставляют что-то сделать, а он сам дает себе какие-то стимулы. Чаще всего, самомомтивация обусловлена какими-то желаниями, например, человек давно хотел выучить тот или иной иностранный язык,соответственно, когда он начинает его учить, обучение проходит намного легче, чем если бы человек делал это потому что его заставляют.