среда, 7 сентября 2011 г.

Основные парадигмы теорий научения

Существуют разные взгляды на процесс научения. К основным парадигмам можно отнести следующие:

  1. Функционализм – акцент на адаптации к среде в результате обучения. Исследователи: Торндайк, Скиннер, Холл
  2. Эволюционизм -  акцент на эволюционной истории обучающегося.
Исследователи: Боллс.
  1. Ассоциативная парадигма – обучение описывается как формирование ассоциативных связей
Исследователи: Аристотель, Локк, Беркли, Юм, Павлов, Газри, Эстес
  1. Когнитивизм – акцент на когнитивной природе научения
Исследователи: Платон, Декарт, Кант, Пиаже, Толмен, Бандура
      5.  Нейрофизиологическая парадигма
Исследователи: Хебб


Вопросы для обсуждения:

1.      Какие работы по теории научения вы знаете из предыдущих курсов?
2.      Какие вгляды на обучение ближе вам и почему?
3.      Какие взгляды на процесс обучения наиболее продуктивны при электронном обучении?

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

3. Как известно, под электронным обучением понимают обучение при помощи электронных информационных технологий, которое подразумевает самостоятельную работу с электронными материалами, возможность дистанционного взаимодействия с преподавателем, а также выбор метода обучения, места и времени с учетом индивидуальных требований и предпочтений.
Поэтому можно сделать вывод о том, что в данном отношении взгляды функционалистов наиболее продуктивны, поскольку они делали акцент на постепенном обучении, возможности переноса при научении, а также отмечали, что связь между стимулом и реакцией усиливается при ее использовании и ослабевает с прекращением практики. Особого внимания здесь заслуживает и та роль, которую они отводили подкреплению.

katya-kryukova комментирует...

2. С одной стороны, я поддерживаю ассоциативную парадигму научения, поскольку, как мне кажется, понятие динамического стереотипа является ключевым для любого процесса научения. Без устойчивых динамических реакций было бы невозможно достигнуть автоматизированности, которая лежит о основе успешного научения. С другой стороны, я не могу не отметить нейрофизиологическую парадигму, так как нельзя не принимать во внимание взаимосвязь головного мозга и мыслительных процессов. Процесс научения также непосредственно связан с процессами, происходящими в структуре нейронных связей мозга. Констелляции - сложные скоординированные нейронные структуры - формируются и развиваются в результате стимуляции, и именно эти процессы, происходящие в головном мозге, являются биологической основой научения. К тому же, важным, на мой взгляд, является положение нейрофизиологической парадигмы о том, что после формирования констелляций клеток и фазовых последовательностей научение приобретает когнитивный характер и про исходит значительно быстрее. Научение в более старшем возрасте, например, зачастую характеризуется инсайтом и креативностью и, возможно, связано с перегруппировкой фазовых последовательностей.

Дарья Рыжова комментирует...

2. На личном опыте, наиболее эффективным методом научения для меня была гештальт-психология выработанная на основе работ фуекционалистов и когнитивистов. Даже при отсутствии мотивации (то есть предмет, который мне никогда ни за что бы не пригодился), правильно созданная программа помогала разобраться в нем, найти что-то интересное и полезное для себя. Организация работы в маленьких группах и представления предмета как проблемы, требующей решения, побуждала разобраться самостоятельно,завершить гештальт.

Дарья Рыжова комментирует...

3. При электронном обучении нужно учитывать отдаленность студента и неограниченность его во времени и вспомогательных средствах. Большой проблемой также может являться отсутствие мотивации. Если мотивация есть, то, я согласна с Катей, учение функционалистов подойдет наиболее хорошо, путем повторения оно позволит развить рефлекс, потратить столько времени, сколько нужно на 100 % запоминание. Тем более, что язык это больше навык, ведь нужно моментально применять имеющиеся знания на уровне подсознания в момент говорения или восприятия ответа. При этом это вряд ли сработает для людей, немотивированных, они просто не будут этого делать(например ему не будет стыдно за несделанное домашнее задание перед 30 своими одноклассниками). А в отсутствии мотивации спасают опять идеи когнитивистов, которые строили свои программы как раз на основе отсутствия мотивации, но наличия естественной потребности в познавании и решании проблемы.

veronica комментирует...

1.Теория связей Торндайка,Павловский условный рефлекс,Оперантный бихевиоризм Скиннера,Теория научения Халла,Когнитивный бихевиоризм Толмена,Память(Память так тесно связана с научением, что эти два понятия не всегда различают.)

veronica комментирует...

Электронное обучение, по одному из определений, - это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), e-learning, как его называют на западе, использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д. В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения руководителю и сотрудникам кадровой службы, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом, поддержку преподавателя, и многое другое.В области разработки электронных курсов можно выделить такие интересные направления, как педагогический дизайн (методика создания учебных курсов и материалов, максимально эффективно решающих поставленные задачи), адаптивное обучение (технология, позволяющая курсу "подстраиваться под уровень знаний и предпочтения обучаемого) и методы формализации знаний компании и создания учебных курсов своими силами. Полезен также электронный вводный курс для сотрудника, который в наглядной форме позволяет рассказать об основных правилах поведения в компании и основах корпоративной культуры.
Итак, электронное обучение персонала становится одной из распространенных кадровых технологий. Более того, многие западные компании-лидеры считают свою систему "e-learning" важным конкурентным преимуществом. Электронное обучение позволяет достичь существенной экономии на поездках и командировках, приглашении тренеров, обработке отчетности. Немаловажно и то, что только с помощью дистанционных технологий можно в крайне сжатые сроки быстро и эффективно распространять знания по компании, не переставая получать обратную связь не только в виде скупых отзывов, как это обычно бывает с очными тренингами, но и в виде подробнейших отчетов о том, с какими результатами и в течении какого времени проходило обучение того или иного сотрудника, отдела, департамента, филиала. Ахалая Марика

theanglomania комментирует...

2.

Мне очень интересна нейрофизиологическая парадигма. Я читала несколько книг по нейролингвистическому программированию и думаю, что приёмы воздействия на людей могут быть так или иначе применены и в преподавании - важно уметь отследить те механизмы понимания, которые происходят, когда ученики осваиват материал. Самое простое - использовать тесты для того, чтобы определить, какой ученик, скажем, склонен к визуальному восприятия информации, а какой - к аудиальному, и в дальнейшем использовать это в уроках. Или, скажем, теория установки "якорей" на те или или иные занятия - поставить "якорь" - диктант по словам или глагольным формам в начале урока, чтобы ученик привык собираться с мыслями в самом начале.

theanglomania комментирует...

3. Какие взгляды на процесс обучения наиболее продуктивны при электронном обучении?

Думаю, здесь важную роль играют ассоциации - при электронном обучении урок можно организовать как игру, где человек связывает новые понятия между собой, такие образом, в его сознании возникают ассоциативные ряды.

Анонимный комментирует...

2 Какие взгляды на обучение ближе вам и почему?
Мне близки взгляды ученых, поддерживающих ассоциативную парадигму. Лично я пользуюсь именно этим типом научения при заучивании иностранных слов. Вообще при заучивании иностранных слов по этому методу нужно, чтобы вербальные единицы (слова или слоги) заучивались парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом (незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке). Я также заучиваю иностранные слова или стихи по каким-то личным ассоциациям с данным словом (получается, что я заучиваю не слово-перевод, а слово - ассоциация, через которую также понятен перевод). Такой ассоциацией, например, может быть жест, конкретное слово или даже словосочетание.
Козлова Ольга, ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

2.Какие вгляды на обучение ближе вам и почему?

При выборе подходящей парадигм(ы) научения, бесспорно, нужно обращать внимание на характер человека, тип его интеллекта и склад ума.
Я в силу образности мышления часто пользуюсь ассоциативным методом и аналогиями в запоминании той или иной информации (к примеру, чтобы запомнить, какие формы глагола «быти» употребляются в разных видах прошедшего времени в церковнославянском языке, мне пришлось закодировать эти формы (в терминах простой (наст. вр.) – сложный (имперфект)) и соотносить их с самими временами («перфект проще плюсквамперфекта, и в нем употребляется простая форма глагола «быти»; соответственно, в плюсквамперфекте – сложная») и т.д. Часто понятия у меня ассоциируются с цветом, запахом, какой-то жизненной ситуацией и часто по этим «условным кодам» можно выстроить «мостик» к нужному понятию.
Но мне также близко научение методом проб и ошибок с последующим инсайтом. Я могу часами слушать лекции, но «плавать» в материале, но достаточно начать выполнять практические задания, как приходит понимание. А если задание после усердной работы успешно выполняется, то материал надолго остается в памяти.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

1.Какие работы по теории научения вы знаете из предыдущих курсов?

В курсе антропологии (по теме этнопсихологии) нам рассказывали о теории научения в контексте работы Г. Горера 1949 г., посвященной русскому национальному характеру (Gorer G. and Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study). В ней он рассматривает поведение взрослых как “мотивированное выученными импульсами или желаниями, наложившимися на биологические импульсы». Такие желания, по его мнению, невербализуемы, бессознательны и возникают в результате детского опыта вознаграждения и наказания. Эти выученные модели поведения уникальным образом оказываются скомбинированными и структурированными в национальном характере.
Также о теории научения говорилось в работах Д. Уайтинга и И. Чайлда, которые изучали практики детского воспитания, а затем устанавливали связи между этими практиками и культурными обычаями.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс