пятница, 16 сентября 2011 г.

Ассоцианистские теории

И.П.Павлов рассматривал процесс научения как формирование условного рефлекса (УР).
Базой для научения является безусловный рефлекс - связь между безусловным стимулом и безусловной реакцией (БС - БР). Сначала предъявляется условный стимул (УС), затем БС, на который следует БР, т.е. процесс научения выглядит так: УС-БС-БР. Эта последовательность повторяется несколько раз, затем УС может быть предъявлен один, и это вызывает условную реакцию, подобную БР. Например, у собаки выделяется слюна не только при виде пищи, но и при звуке шагов человека, который обычно приносит пищу. Затем УС можно сочетать со вторым УС, чтобы вызвать УР. Это обусловливание высшего порядка.
Безусловный стимул вызывает доминирующую активность в некоторых областях коры головного мозга. Активность, вызываемая условным стимулом, смещается к зоне более сильной, вызываемой безусловным стимулом, и между разными участками мозга возникает связь. После ряда повторений возникает динамический стереотип - устойчивая мозаика коры головного мозга, обеспечивающая автоматическую реакцию на привычную ситуацию. Стимулы, которые предшествуют безусловным реакциям, - это первая сигнальная система. Слова, которые могут вызывать безусловные стимулы, - это вторая сигнальная система. Обе системы имеют общую физиологическую основу. Реакции на элементы второй сигнальной системы обусловлена значением стимула, нежели формой конкретного стимула. Это явление называется семантической генерализацией.

Вопросы по теме:
1. Какое значение имеет учение И.П.Павлова для обучения иностранному языку?
2. Какова роль динамического стереотипа в обучении?



11 комментариев:

katya-kryukova комментирует...

2. Динамический стереотип играет одну из ключевых ролей в обучении. Доказать это можно на примере обучения иностранным языкам, где центральное положение занимает, конечно же, речевая деятельность, которая находит реализацию в конкретных действиях и операциях, обеспечивающих работу соответствующих механизмов речи, ответственных за аудирование, говорение, чтение и письмо. Речевые действия, в свою очередь, возможны в том случае, когда владение языковым и речевым материалом доведено до уровня навыков и умений, которые являются автоматизированными компонентами сознательно выполняемой деятельности. Именно здесь и открывается роль динамического стереотипа, который и является физиологической основой навыков по И. П. Павлову.

veronica комментирует...

1.Как известно, методы обучения иностранным языкам изменяются под воздействием исследований в базисных для методики науках, одной из которых является психология.к 40-50-м годам бихевиоризм параллельно со структурализмом в лингвистике оказал настолько серьезное влияние на методику, что аудиолингвальный метод обучения, возникший в результате этого влияния, доминировал в обучении иностранным языкам в течение двадцати и более лет и продолжает оставаться, если не в чистом виде, то во многих его проявлениях и в настоящее время не только в зарубежной, но и в отечественной практике обучения. Известно, что бихевиоризм, начиная с его классического представителя И. П. Павлова и заканчивая Б- Ф. Скиннером, концентрировался на внешнем проявлении человеческого поведения (отсюда и название), и сводил его к цепи стимулов-реакций и решающей роли так называемого "подкрепления", следующего за каждой реакцией. Аудиолингвальный метод аналогичным образом сводил овладение языком к процессу формирования навыков, в результате закрепленных реакций при условии положительного подкрепления. В основу обучения были положены языковые образцы, которые подвергались дриллу, т.е. механической тренировке через систему трансформационных упражнений, что обеспечивало запоминание и сверхзапоминание языкового материала.

veronica комментирует...

Как известно, методы обучения иностранным языкам изменяются под воздействием исследований в базисных для методики науках, одной из которых является психология.к 40-50-м годам бихевиоризм параллельно со структурализмом в лингвистике оказал настолько серьезное влияние на методику, что аудиолингвальный метод обучения, возникший в результате этого влияния, доминировал в обучении иностранным языкам в течение двадцати и более лет и продолжает оставаться, если не в чистом виде, то во многих его проявлениях и в настоящее время не только в зарубежной, но и в отечественной практике обучения. Известно, что бихевиоризм, начиная с его классического представителя И. П. Павлова и заканчивая Б- Ф. Скиннером, концентрировался на внешнем проявлении человеческого поведения (отсюда и название), и сводил его к цепи стимулов-реакций и решающей роли так называемого "подкрепления", следующего за каждой реакцией. Аудиолингвальный метод аналогичным образом сводил овладение языком к процессу формирования навыков, в результате закрепленных реакций при условии положительного подкрепления. В основу обучения были положены языковые образцы, которые подвергались дриллу, т.е. механической тренировке через систему трансформационных упражнений, что обеспечивало запоминание и сверхзапоминание языкового материала.

veronica комментирует...

2. Открытие И.П. Павловым условного рефлекса оказалось основным мостом, соединяющим психологию и физиологию высшей нервной деятельности человека. Тем самым было найдено соответствие между обучением, включая овладение сложными навыками и человеческим языком, и нейрофизиологическими процессами. Дальнейшие исследования многочисленных учеников и последователей Павлова существенно дополнили знания об условном рефлексе. Одним из таких открытий стало убеждение в том, что при формировании условно-рефлекторной связи активную роль играет ориентировочный рефлекс.Помимо открытия и многочисленных экспериментальных подтверждений условного рефлекса, Павлову принадлежит также и теория динамического стереотипа. Понятие "динамический стереотип" сейчас вспоминают не часто, многие нейрофизиологи и психологи пытались после Павлова по иному построить нейрофизиологическую обобщающую теорию, используя другие термины (например, "афферентный синтез"), но, пожалуй, имеет смысл вспомнить именно определение И.П. Павлова.
"На большие полушария как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма беспрерывно падают бесчисленные раздражения различного качества и интенсивности. Одни из них только исследуются (ориентировочный рефлекс), другие уже имеют разнообразнейшие безусловные и условные действия. Все это встречается, сталкивается, взаимодействует и должно в конце концов систематизироваться, уравновеситься, так сказать, закончиться динамическим стереотипом"

veronica комментирует...

Открытие И.П. Павловым условного рефлекса оказалось основным мостом, соединяющим психологию и физиологию высшей нервной деятельности человека. Тем самым было найдено соответствие между обучением, включая овладение сложными навыками и человеческим языком, и нейрофизиологическими процессами. Дальнейшие исследования многочисленных учеников и последователей Павлова существенно дополнили знания об условном рефлексе. Одним из таких открытий стало убеждение в том, что при формировании условно-рефлекторной связи активную роль играет ориентировочный рефлекс. Помимо открытия и многочисленных экспериментальных подтверждений условного рефлекса, Павлову принадлежит также и теория динамического стереотипа. Понятие "динамический стереотип" сейчас вспоминают не часто, многие нейрофизиологи и психологи пытались после Павлова по иному построить нейрофизиологическую обобщающую теорию, используя другие термины (например, "афферентный синтез"), но, пожалуй, имеет смысл вспомнить именно определение И.П. Павлова.
"На большие полушария как из внешнего мира, так и из внутренней среды самого организма беспрерывно падают бесчисленные раздражения различного качества и интенсивности. Одни из них только исследуются (ориентировочный рефлекс), другие уже имеют разнообразнейшие безусловные и условные действия. Все это встречается, сталкивается, взаимодействует и должно в конце концов систематизироваться, уравновеситься, так сказать, закончиться динамическим стереотипом"

Irina комментирует...

Исходя из учения И.П.Павлова, получается, что обучение иностранному языку происходит с помощью условных рефлексов, то есть изначально устанавливается реакция на какое-то слово (из изучаемого иностранного языка), и затем оно повторяется в определенном семантическом контексте, тем самым происходит процесс запоминания. И как следствие при повторном воспроизведении слова автоматически устанавливается связь между значением слова в изучаемом и исходном языках. Генерализация стимулов происходит через семантические свойства стимулов. Таким образом, изучение иностранному языку, опираясь на учение И.П.Павлова, происходит при неоднократном повторении стимулов и закреплением их за определенными стимулами в родном языке. В результате новый стимул приобретает возможность сам по себе вызывать тот же рефлекс.

Irina комментирует...

Динамический стереотип является выражением особого принципа работы мозга – системности. А это в свою очередь немаловажно в процессе обучения, так как мозг воспринимает и усваивает информацию как целостную систему, а не как ряд отдельных изолированных раздражителей. При обучении иностранным языкам происходит так называемая ломка привычного стереотипа, которая является тяжелым нервным напряжением. Однако как ни сложна была бы ломка прежнего стереотипа, новые условия устанавливают новый стереотип (в этом и отражается его динамика). Благодаря динамическому стереотипу приобретается навык. Специфическая особенность динамического стереотипа заключается в то, что в его создании и упрочнении участвует как определяющее звено вторая сигнальная система.

Дарья Рыжова комментирует...

Именно на основе учений Павлова был создан один из наиболее популярных ранее методов изучения языка, путем многократного прослушивания и повторения аудиозаписи, в которой определенная фраза повторялась на иностранном и родном языке. Например,

"Bonjour" (УС) - "Здравствуйте" (БС), при неоднокртаном повторении, понятие, закрепленное в нашем сознании за словом "здравствуйте", (БР) вызывается и словом "Bonjour".

Дарья Рыжова комментирует...

Динамический стереотип намного облегчает работу головного мозга при обучении. Каждый раз получая информацию он не обрабатывает ее полностью заново, а ищет прецеденты в уже устоявшихся связях.Чем больше сходство, тем легче и быстрее запоминается новый тип связи.

nastya-vasileva комментирует...

2. Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс. Иначе говоря, динамический стереотип – это относительно устойчивая и продолжительная система временных связей, образующаяся в коре мозга в ответ на осуществление одних и тех же видов деятельности в одно и то же время, в одной и той же последовательности изо дня в день.
Физиологическую основу формирования начального этапа динамического стереотипа составляют условные рефлексы на время.
Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры и т.д., то у ребенка вырабатывается рефлекс на время. Последовательная повторяемость этих действий формирует у ребенка динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга. Стереотипия, как зафиксированная система временных связей, объединенных в единый функциональный комплекс, имеет педагогическое значение. В процессе обучения она выступает, с одной стороны, как сущность, физиологическая основа развития познавательной способности учащихся (формирование новых понятий, обобщения и отвлечения), а с другой – как система, составляющая основу режима учебно-воспитательной работы.
Упрочение динамического стереотипа является физиологической основой склонностей человека, получивших в психологии обозначение привычек. Привычки приобретаются человеком различно, но, как правило, без достаточных побуждений и часто совершенно стихийно. Однако по механизму динамического стереотипа формируются не только такие, но и целенаправленные привычки. К их числу можно отнести вырабатываемый школьником режим дня.
Динамический стереотип человека включает не только большое количество разнообразных двигательных навыков и привычек, но и привычный образ мыслей, убеждений, представлений об окружающих событиях.
И.П.Павлов пришел к выводу, что эмоциональные состояния могут зависеть от того, поддерживается ли динамический стереотип или нет. При поддержании динамического стереотипа обычно проявляются положительные эмоции, а при изменении стереотипа – отрицательные.
Васильева Настя Магистратура Иностранные языки

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

2. При обучении иностранному языку безусловно важно выработать динамический стереотип. Например, человек учит определенные фразы, состоящие из нескольких слов, постоянно их употребляет. Далее, когда он слышит хотя-бы одно слово, он рефлекторно возвращается к той заученной фразе, вспоминает ее и быстрее понимает мысль, которую хочет до него донести его собеседник. Из этого можно сделать вывод что динамический стереотип играет одну из важных ролей в обучении.