пятница, 16 сентября 2011 г.

Когнитивные теории

Гештальт-теория (феноменология)

Гештальт - целостная форма. Мозг воспринимает не изолированные стимулы, а гештальты - значимые конфигурации.
Принцип завершения состоит в том, человек стремится к завершению незавершённого опыта. Свойство запоминать незавершённые задачи лучше, чем завершённые, называют эффектом Зейгарник. Существует изоморфизм между психическим опытом и процессами, происходящими в мозгу.
Научение, происходящее через инсайт, имеет следующие особенности:
1) переход к решению имеет неожиданный характер и завершён;
2) действия после этого решения точны и безошибочны;
3) решение надолго сохраняется в памяти;
4) принцип решения применим для решения других проблем

Вопросы по теме:
1. В чём отличие взглядов сторонников гештальт-теории от функционализма и ассоцианистских теорий?
2. Что такое изоморфизм?
3. Охарактеризуйте научение через инсайт. В чёт отличия от научения методом проб и ошибок?
4. Знаете ли вы методы обучения языкам, базирующиеся на гештальт-теории?

19 комментариев:

katya-kryukova комментирует...

2. В психологии термин "И." неразрывно связывается с классической берлинской школой гештальт-психологии. Теоретики гештальта использовали его для характеристики своего особого подхода к вопросу об отношении разума и мозга: они утверждали, что объективные мозговые процессы, которые лежат в основе конкретного феноменологического опыта , изоморфны субъективному опыту (т. е. имеют функционально ту же форму и структуру). Т.о., гештальт-психологи хотели выразить идею, что гештальт-качества - форма, конфигурация, организация и структура - биофизических электрохимических процессов мозга, лежащих в основе субъективного когнитивного опыта, идентичны гештальт-качествам - форме, конфигурации, организации и структуре - самого опыта. Эта концепция резко контрастировала с относительно пассивными теориями отношений между разумом и мозгом, преобладавшими в психологии 1-й половины XX в. и рассматривавшими мозг скорее как гигантский коммутатор с изолированными цепями из проводов и переключателей, чем как динамическую систему взаимозависимых электрохимических биологических процессов, составляющих сложное поле взаимодействий. Именно поэтому идея И. осталась практически непонятой, к тому же сам термин, задолго до заимствования его гештальт-психологами, использовался в таких областях, как химия, кристаллография и математика, в значении, которое подразумевало ориентацию на части, совершенно чуждую концепции гештальта.
Первое упоминание о мозговых процессах, изоморфных - в гештальтистском смысле - перцептивным процессам, появляется в опубликованной в 1912 г. статье Макса Вертгеймера о кажущемся движении, которая, как принято считать, положила начало школе гештальта. Это упоминание касается процессов в головном мозге, предположительно соответствующих восприятию движения при фактическом отсутствии движения физического раздражителя.
Однако Вертгеймер лишь заложил теоретические основы концепции, которая впоследствии была детально разработана его коллегами - гештальт-психологами Куртом Коффкой и Вольфгангом Кёлером, которые сделали несколько довольно неожиданных предсказаний и сумели экспериментально их подтвердить. Целая монография была посвящена тому, что Кёлер и Ганс Валлах называли фигуративными послеэффектами, т. е. совокупности воспринимаемых искажений фигур, порождаемых предшествующим длительным рассматриванием других фигур.

katya-kryukova комментирует...

Теория И. породила огромное количество экспериментов, которые стали предметом широкого обсуждения в середине XX в. В начале 50-х гг. два выдающихся представителя нейронауки, Карл Лешли и Роджер Сперри, пытаясь развенчать эту теорию, поставили ряд радикальных экспериментов на животных. Они изменяли электрические свойства зрительной коры кошек и обезьян, надрезая мозг и вводя изолирующий материал в разрезы или помещая золотую фольгу непосредственно на поверхность зрительной коры животного или в нее. Ученые считали, что если теория И. Кёлера верна, то подобное вторжение в электрохимию и биофизику мозга должно сильнейшим образом повлиять на способность животных к зрительному различению объектов, приобретенную ими ранее в результате соответствующего научения. Однако ничего подобного не произошло: какими бы глубокими ни были изменения зрительной коры животных, последние различали зрительные раздражители точно так же, как делали это до хирургического вмешательства.
Отвечая на критику Лешли и Сперри и отмечая некоторые технические недостатки их экспериментов, Кёлер утверждал, что локальные изменения электрических характеристик прооперированного мозга должны почти мгновенно перераспределять и реорганизовывать его полевые свойства, так что никаких нарушений в исполнении, направляемом зрительной системой, быть не должно. Ни Лешли, ни Сперри не смогли опровергнуть подобную аргументацию, однако Карл Прибрам, еще один выдающийся нейропсихолог, провел в конце 50-х цикл исследований, которые можно назвать продолжением экспериментов Лешли и Сперри. Он изменял электрическую активность зрительной коры низших обезьян, раздражая ее пастой гидроокиси алюминия. Как и в опытах Лешли — Сперри, это воздействие на мозг обезьян не сказалось отрицательно на сохранении ранее приобретенных ими навыков зрительной дискриминации; к тому же, целью экспериментов Прибрама было не опровержение утверждения Кёлера о том, что естественные физические полевые процессы мгновенно перераспределяют изменение нервной ткани, вызванное локальным раздражением.
В 60-е и в 70-е гг. интерес к гештальтистской гипотезе И. пошел на спад, а в 80-е она уже редко упоминалась в книгах. На рубеже 80-х и 90-х гг. представления о функциях мозга, разделявшиеся большинством нейроанатомов, нейрофизиологов и нейропсихологов, уже не оставляли места для процессов, которые были бы динамичными и взаимодействующими, носили бы полевой и системно-ориентированный характер, как это предполагала гештальтистская теория И.

katya-kryukova комментирует...

3. Согласно теориям научения, таким, как теория Э. Торндайка, научение происходит в результате постепенного процесса, состоящего из проб и ошибок. Альтернативная точка зрения, развивавшаяся по преимуществу гештальт-психологами, заключается в том, что возможно так называемое научение по типу инсайта,предположительно влекущее за собой фундаментальное перцептивное реструктурирование объектов и событий в окружении.
Сам инсайт, или озарение, определяют как внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Научение путем И. открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (2-й пол. 1910-х гг.). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на другую деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию.
Результаты Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок, и понятие И. стало одним из ключевых для гештальт-психологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.
Собственно механизмы И. до сих пор изучены недостаточно. И. - это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к И. зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения).

katya-kryukova комментирует...

4. Здесь можно сказать о коммуникативно-ориентированном обучении иностранным языкам, которое осуществляется в условиях деятельностного подхода. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам реализуется через "деятельностные задания" (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам находит себя в положении "здесь и теперь" ("here and now").
Данная формулировка была впервые предложена Ф. Перлзом (F. Perls) в так называемой гештальт-терапии. Положение "здесь и теперь" осуществляется, если на уроке:
-создаются условия для речемыслительного творчества учащихся;
-процесс иноязычного речемышления осуществляется непосредственно в момент развития речевой ситуации;
-иноязычное общение представляет собой спонтанный опыт.

Дарья Рыжова комментирует...

Функционалисты считают, что для обучения должна существовать дополнительная мотивация, которая может быть вызвана в том числе и поощрением (наказанием), сторонники гештальтпсихологии, считают, что мотивация не нужна, и в правильно поставленной задаче научение станет потребностью.
Сторонники функционализма охарактеризовали процесс работы мозга как реакцию на стимул, механический процесс, для последователей теории гештальта первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.

Дарья Рыжова комментирует...

Явление изоморфизма в психологии связано с тем, что, по мнению последователей этой теории процессы, которые проходили в мозге касательно старого опыта, по форме и структуре своей точно такие же как и процессы, вызванные новым, только получаемым опытом. Эта теория долго оставалась непонятой, так как противоречила всем раннее существовавшим теориям о разделении мозговой деятельности на конкретные связи (стимул - реакция), и представляла мозг как нечто объединенное огромным количеством взаимодействий.

Дарья Рыжова комментирует...

Инсайт -неожиданное понимание стоящей проблемы и нахождение её решения. Суть обучения через инсайт состоит в осознании и изучении целого, а не разделении на части для анализа. Этот термин впервые ввел Келер, хорошо проиллюстрировав его на одном из опытов с человекообразными обезьянами. Перед обезьяной стояла определенная задача. Она начинала активные действия, всякий раз терпя неудачу (вот он в действии метод проб и ошибок), потом же, прекратив действия, на протяжении определенного времени внимательно осматривала задачу и сразу находила точное решение. Отсюда, основной разницей между функционалистическими методами обучения и идеями гештальпсихологов является то, что первые настаивают на продолжительном повторении отдельных действий с целью выявления правильного ответа и закрепления его; вторые же уверены, что верное решение приходит сразу по средствам познания целого.

Дарья Рыжова комментирует...

Наилучшим для методов данной теории психологи считают обучение в небольших группах. Процесс изучения языка должен базироваться на играх, заданиях в режиме реального времени, например создание диалогов по теме в режиме реального времени, сочинение импровизированных стихов, разыгрывание сценок. Сюда же, я думаю, можно отнести чтение текста со значительным количеством неизвестных слов, где контекст (восприятие целого) поможет понять недостающие значения.

veronica комментирует...

Ахалая Марика. Магистратура
1.В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.

Психологические теории памяти. Распространение получили аcсоцианистская, гештапьтпсихологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.
Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.
Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.
Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти.
Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).
В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

veronica комментирует...

Ахалая Марика. Магистратура
2. Изоморфизм буквально означает эквивалентность или сходство формы.
взаимодействие индивида с миром, а также процесс образования и функционирования "мира личного" может описываться в терминологии структурирования "пространства жизненного".
Установив, что люди воспринимают целостно организованное явление, а не набор отдельных ощущений, гештальтисты обратились к проблеме исследования перцепции с точки зрения работы механизмов головного мозга. Они попытались разработать теорию об основных нервных коррелятах воспринимаемых гештальтов. Сторонники гештальтпсихологии рассматривали кору головного мозга в качестве динамической системы, в которой взаимодействуют элементы, являющиеся в данный момент активными. Эта идея резко контрастировала с механистической концепцией, которая сравнивала нервную деятельность с работой телефонного коммутатора, связывающего сенсорные входные сигналы в соответствии с принципами ассоциации. С точки зрения ассо — цианистов функция мозга пассивна и не способна к активной организации и модификации сигналов, получаемых от сенсорных элементов. Этот подход также подразумевал прямое соответствие между перцепцией и ее нейрофизическим аналогом.
При исследовании кажущегося движения Вертхеймер высказал предположение о том, что деятельность мозга является формообразующим целостным процессом. Так как кажущееся и истинное движения воспринимаются одинаково, то они должны вызывать тождественные процессы в коре головного мозга. Из предположения о том, что эти два вида движения кажутся идентичными, следует, что мозговые процессы при их восприятии также должны протекать одинаково.
Другими словами, при объяснении фи — феномена необходимо учитывать соответствие между гештальтами в переживании непосредственно созерцаемого и в процессах, совершающихся при этом в головном мозге. Эта идея, получившая название изоморфизмав настоящее время воспринята в химии и биологии. Гештальтисты уподобляли перцепцию карте, в том смысле, что она идентична реальной местности, которую представляет, не являясь при этом ее точным подобием. Но в то же время карта — надежное руководство по восприятию реального мира.

veronica комментирует...

Ахалая Марика. Магистратура
3.Согласно многим традиционными теориям научения, таким как теория Э. Л. Торндайка, научение происходит в результате постепенного процесса, состоящего из проб и ошибок. Альтернативная т. зр., преимущественно развивавшаяся гештальт-психологами, состоит в том, что в некоторых ситуациях животные демонстрируют Н. т. и., предположительно влекущее за собой фундаментальное перцептивное реструктурирование объектов и событий в окружении. Психологи расходятся во мнениях о том, действительно ли Н. т. и. представляет собой фундаментально отличный процесс или яв-ся разновидностью единого процесса, лежащего в основе всех видов научения и решения задач.
В задаче обходного пути животное помещается вблизи целевого объекта, отделенного от него барьером, напр. решеткой или сетчатым экраном. В таких ситуациях могут наблюдаться два типа поведения. В одном случае животные могут вовлечься в поведение по типу проб и ошибок, при к-ром они фиксируются на данном объекте и совершают различные движения в попытке приблизиться к нему; эти беспорядочные движения в конечном итоге могут привести к тому, что животное каким-то образом обойдет этот барьер и достигнет целевого объекта. В др. случае они могут на некоторое время прекратить всякую двигательную активность, остановиться и вслед за тем внезапно отправиться, в спокойной и уверенной манере, прямо в обход барьера. Сторонники утверждают, что этот последний паттерн представляет собой случай Н. т. и. Оно отличается от научения путем проб и ошибок. Во-первых, подобная перемена в поведении зачастую оказывается внезапной и полной; это контрастирует с постепенностью изменений, характерной для научения путем проб и ошибок. Таким переходам обычно предшествует пауза, за к-рой следует гладкая и безошибочная реализация действия. Это изменение в поведении не возникает в результате подкрепления; в действительности изменение в поведении обычно происходит до начала действия какого-либо внешнего побуждения. Такие решения задач обычно переносятся на широкий спектр ситуаций и сохраняются в памяти на протяжении длительных периодов времени. Принято считать, что они возникают в результате перцептивного реструктурирования ситуации.

Lida Litko комментирует...

1.Гештальт-теория - направление в психологии XX в., оказавшее влияние на ряд философских школ. Гештальт-теория исходит из примата целого над частями, формы над материалом. Целостные формы, гешталъты, согласно этой теории, структурируют наше перцептивное восприятие и другие ментальные процессы.
В целом в гештальт-теории восприятие и мышление понимались как активные, продуктивные виды деятельности, а не как пассивная рецепция и репрезентация доставляемого органами чувств материала.
Литко Лидия, 4 курс, ЯиТК

Lida Litko комментирует...

3.Инсайт - интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Понятие было применено в 1925 г. В. Кёлером.В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.
Литко Лидия, 4 курс, ЯиТК

Lida Litko комментирует...

2.В психологии термин изоморфизм неразрывно связывается с классической берлинской школой гештальт-психологии. Теоретики гештальта использовали его для характеристики своего особого подхода к вопросу об отношении разума и мозга: они утверждали, что объективные мозговые процессы, к-рые лежат в основе конкретного феноменологического опыта и коррелируют с ним, изоморфны субъективному опыту (т. е. имеют функционально ту же форму и структуру).
Литко Лидия, 4 курс, ЯиТК

Полунина Маргарита. ТиПЛ. 5 курс комментирует...

1. Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое обладает определенными свойствами и строением. Функционализм же был отвергнут гештальт-теорией по причине трактовки им психических функций как действий или процессов, совершаемых ради заранее поставленной цели. Сторонники гештальт теории утверждали, что первичны целостные восприятия, которые не нуждаются в цели извне. Что касается ассоцианистской теории, то она рассматривает поведение человека, как систему реакций на стимулы, поступающие из внешней среды.

Полунина Маргарита. ТиПЛ. 5 курс комментирует...

2. Ведущие гештальт-
психологи выдвинули специальную теорию отношений между переживаемым феноменом
и лежащими в его основе процессами в мозге, она называется изоморфизм. Гештальт-теория утверждает, что пространственная конфигурация восприятия изоморфна (т.е.сходна)
пространственной конфигурации соответствующего возбуждения в мозге. Изоморфизм
подразумевает не топографическое, а топологическое соответствие. Сохраняется не
форма, но порядок. Говорится, что одна система изоморфна другой в отношении пространственных
отношений, если каждой точке в одной системе соответствует точка в другой и
топологические отношения пространственного порядка точек одинаковы в обоих
системах. Восприятие и стимулы пространственно изоморфны, поскольку
воспринимаемый пространственный порядок соответствует пространственному порядку
стимулов. Проекция поля стимулов на кору мозга кажется изоморфной. Если восприятие
и мозговое поле оба изоморфны полю стимулов, они должны быть и изоморфны друг
другу.

Полунина Маргарита. ТиПЛ. 5 курс комментирует...

Инсайт — способ научения, предложенный в 1925г. В.Кёлером. Его суть состоит в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Является неотъемлемой частью гештальтпсихологии. Решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа (результат рождается в процессе работы как бы сам собой).
Метод проб и ошибок является по сути методом перебора вариантов, обычно со временем перерастает в опыт решения подобных задач. При этом ответ (если он получен) является не "озарением", а одним из решений из некоторого количества вариантов.

loantranslation комментирует...

1. В чём отличие взглядов сторонников гештальт-теории от функционализма и ассоцианистских теорий?

Гештальт - теория научения, но изначально это - направление в психологии, более того, это направление в терапии. Соответственно, именно в гештальт-научении много приёмов психологического характера, преподаватель пытается действовать, опираясь на принциры, по которым работает человеческое сознание (согласно гештальт-теории):
- то, что ты видишь субъективно - это не объективное воприятие;
-воспринимаемый образ отличается от составляющих его элементов
- принцип завершения - мы стремимся к завершению незавершенного опыта
- внешний опыт воспринимается в соответствии с ег о внутрениими гештальтами
- именно когнитивный дисбаланс помогает человеку решить его проблемы.



3. Охарактеризуйте научение через инсайт. В чёт отличия от научения методом проб и ошибок?

Ключевым термином является озарение - человек переходит от стадии до принятия решения к самому решению неожиданно и самостоятельно. Например, человек не может научиться водить машину. Инструктор долго объясняет ему, как лучше её припарковать; после неудачных попыток (как раз методом проб и ошибок) инструктор уходит, ученик остаётся один. Ему нужно припарковать машину. Он начинает думать, сосредотачивается на проблеме, может быть, пытается наметить план своих действий, и неожиданно его озаряет - оказыватся, надо сделать так, и всё получится.

Действия после инсайта - точные, в них нет уже ошибокф, в отличие от метода проб и ошибок, который нестабилен; в случае с парковкой машины - извините за неязыковой, но всё же, как я считаю, наглядный пример - одни раз у человека получилось припарковаться совершенно случайно; он не понял, и это означает, что в следующий раз у него ничего не получится.

Решение проблемы путём инсайта надолго сохраняется в памяти, а принцип, который человек освоил , ставновится применим и для решения других проблем, в том числе, касающихся не только обучения, но и повседневной жизни.

Анонимный комментирует...

Гештальт-теория предполагает, что человеческое восприятие и осмысливание объектов и явлений является целостным и структурированным, а не кусочным и пошаговым, как это предполагается в бихевиористической теории. Поэтому, приверженцы данной теории предлагают группировать учебные элементы в целостные и логически связные гештальты, прежде чем предлагать учебные тексты учащимся. Предполагается, что учащийся, как бы, «схватывает» такой гештальт одномоментно, и в его голове запечатлеется целостная картина объекта или явления.
Коросташевская Яна ЯиТК 4курс