четверг, 22 сентября 2011 г.

Когнитивные теории. Часть 2

Взгляды Эдварда Чейза Толмена на научение:
1. Сталкиваясь с проблемной ситуацией, для решения проблемы организм выдвигает гипотезы, которые могут быть основанными на опыте или врождёнными.

2. Если гипотеза приводит к решению проблемы, она сохраняется как опыт.
3. На базе врождённых и сохранённых гипотез постепенно формируется когнитивная карта.
4. Информация может существовать в карте, но используется только при определённых условиях (латентное научение).
Виды научения по Э.Ч.Толмену:
1. Катексис (определённые мотивы связываются только с определёнными объектами).
2. Равноценные убеждения (частная цель имеет тот же смысл, что и сама цель)
3. Ожидания поля (формирование причинно-следственных связей)
4. Способы познания поля (формирование познавательных стратегий)
5. Дифференцирование потребностей (разные потребности определяют разные цели)
6. Двигательные паттерны.

Вопросы по теме:
1. Какие элементы бихевиоризма и гештальт-психологии сочетает теория Толмена?
2. Опишите использование видов научения по Толмену в преподавании языков

9 комментариев:

katya-kryukova комментирует...

1. Действительно, теорию научения Толмена можно рассматривать как сочетание гештальт-психологии и бихевиоризма. Еще будучи студентом Гарварда, Толмен отправился в Германию и некоторое время работал с Коффкой. Гештальт-теория оказала значительное и продолжительное влияние на его взгляды. Однако положительное отношение Толмена к гештальт-психологии не мешало ему ценить бихевиоризм. Подобно бихевиористам, Толмен не считал интроспективный подход эффективным и верил, что психология должна стать исключительно объективной наукой. Его главное разногласие с бихевиористами касалось определения единицы поведения, подлежащей исследованию. Такие бихевиористы, как Павлов, Газри, Халл, Уотсон и Скиннер, по мнению Толмена, представляли психологию раздробленной, поскольку они считали необходимым делить крупные блоки поведения на мелкие составляющие, например рефлексы, для дальнейшего анализа. Толмен полагал, что своим делением на элементы бихевиористы не были достаточно объективны и что сохранить объективность можно, изучая молярное поведение (крупные, нерасчлененные, значимые паттерны поведения). Можно сказать, что методологически Толмен был бихевиористом, но метафизически когнитивистом. Другими словами, он изучал поведение для постижения когнитивных процессов.
Не смотря на то, что Толмен разработал когнитивную теорию научения, в итоговом анализе он пришел к тому, с чем имеет дело любой бихевиорист — наблюдаемый стимул и явная реакция.
Так с одной стороны, научение по Толмену - это процесс открытия причинно-следственных взаимосвязей в окружающем мире. С другой стороны, он выделял такое понятие, как сформированная картина мира, или когнитивная карта, благодаря которой организм ориентируется в окружающем мире. По этому вопросу вгляды Толмена диаметрально отличаются от взглядов бихевиористов, ведь он считал бесполезным искать индивидуальные реакции.
При этом у Толмена подтверждение ожидания в формировании когнитивной карты имеет сходство с понятием подкрепления у бихевиористов. Однако нужно отметить, что создание, принятие или отвержение гипотезы у Толмена является когнитивным процессом, не требующим привлечения внешнего поведения. Также процесс проверки гипотез, столь важный для формирования когнитивной карты, не зависит от физиологических потребностей организма, а научение имеет место постоянно вне зависимости от мотивационного состояния организма.
Когнитивная трактовка научения проявляется у Толмена и в таком понятии, как виртуальные пробы и ошибки, когда вместо совершения реального действия и ошибки, путем виртуальных проб и ошибок проверка различных вариантов осуществляется в уме, а не на поведенческом уровне.

Lida Litko комментирует...

Э. Толмен методически был бихевиористом, но по своим убеждениям был когнитивистом, т.к. считал, что нужно изучать мулярное, целостное поведение, целенаправленные паттерны поведения - гештальты. Поведение является целенаправленным, пока организм хочет найти что-то новое.
Толмен считал, что научение не требует мотивации. Мотивация может только выделять более значимые объекты. Различал научение и исполнение. Латентное научение - когда организм имеет модель поведения, но до некоторого времени она не используется. Ожидание подкрепления является частью научения. Толмен выделял 6 видов научения:
1.катэксис (тенденция связывать определенные моменты с определенными мотивами)
2.равноценные убеждения (например, деньги = иметь много чего-либо)
3.ожидание поля (какие причинно-следственные связи в том или ином поле)
4.способы познания поля (некоторая стратегия)
5.дифференцирование потребностей
6.двигательные паттерны
Литко Лида (4 курс, ЯиТК)

nastya-vasileva комментирует...

1. Толмен. Т. попытался соединить идеи бихевиоризма и гештальт-психологии. Гештальт-теория оказала значительное и продолжительное влияние на его взгляды. Однако положительное отношение Толмена к гештальт-психологии не мешало ему ценить бихевиоризм. Подобно бихевиористам, Толмен не считал интроспективный подход эффективным и верил, что психология должна стать исключительно объективной наукой. Его главное разногласие с бихевиористами касалось определения единицы поведения, подлежащей исследованию. Такие бихевиористы, как Павлов, Газри, Халл, Уотсон и Скиннер, по мнению Толмена, представляли психологию раздробленной, поскольку они считали необходимым делить крупные блоки поведения на мелкие составляющие, например рефлексы, для дальнейшего анализа. Толмен полагал, что своим делением на элементы бихевиористы вместе с водой выплескивали и ребенка. Он считал что возможно сохранять объективность можно, изучая молярное поведение (крупные, нерасчлененные, значимые паттерны поведения). Можно сказать, что методологически Толмен был бихевиористом, но метафизически когнитивистом. Другими словами, он изучал поведение для постижения когнитивных процессов.
В отличие от других бихевиористов, Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков. По его экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную ("когнитивную") карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. (В качестве главной задачи испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище.) Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Это скрытое, ненаблюдаемое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует. И тем не менее оно способно изменять поведение.
Васильева Настя Магистратура Иностранные языки

Дарья Рыжова комментирует...

1.

-Толмен, так же как и гештальт-психологи, называет причиной познания определенную проблему, требующую решения.
-При этом Толмен, говорит о возможной неудаче, о том, что опыт сохраняется только если гиппотеза верна, что схоже с методом проб и ошибок, предложенным бихевиористами.
-"На базе врождённых и сохранённых гипотез постепенно формируется когнитивная карта", постепенное созданиние устойчивыз связей методом ассоциации, близкое учению функционалистов.

Анонимный комментирует...

Система научения у Толмена вообще основывается на совместимости бихевиоризма с гештальтпсихологией. Он утверждал, что психология должна быть бихевиористской, но только лишь бихевиоризм считал ограниченным. Схема Уотсона «стимул — реакция» является, по мнению Толмена, недостаточной для описания поведения, так как сводит акт поведения к совокупности элементарных ответов на стимулы. При этом поведение как таковое теряет свое своеобразие. На основе многочисленных экспериментальных исследований (использовались разнообразные лабиринты) Толмен выдвинул представление о системе внутренних процессов, вклинивающихся между стимулом и ответными реакциями и детерминирующих поведение. Таким образом результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция.
Получается, что Толмен был сторонником бихевиоризма, при этом в своих исследованиях он присоединил принципы гештальт-психологии, формирующие повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом.

Полунина Маргарита. 5 курс. ТиПЛ

Daria комментирует...

2. 1.Определенные мотивы связываются только с определенными объектами. Здесь можно привести пример изучения конкретных коммуникативных ситуаций, речевых стереотипов. Например, ситуации прохождения таможенного контроля в аэропорту, покупки билетов на поезд и т.д. При изучении этих ситуаций у обучаемых формируется пласт лексики, типовых фраз, которые потом легко можно использовать при встрече данной ситуации в реальности.
4. Формирование познавательных стратегий у обучаемых направлено на то, чтобы показать, как работая с предоставленным материалом достичь поставленных целей. В обучении иностранному языку это может быть чтение текстов с различной целью – чтения для общего понимания, для выделения главного, с выборочным извлечением информации, полным пониманием и т.д.
5. Дифференцирование потребностей. При обучении языку важно знать, какие потребности есть у ученика. В зависимости от них формируются цели и методы обучения. Потребности могут быть следующими: максимально быстро овладеть базовым словарным запасом для поездки в отпуск; изучить конкретную область языка для профессиональных целей (бизнес, юриспруденция, медицина и т.д.); быстро освоить разговорным курс и т.д. Выяснение потребностей важно для более продуктивного подхода к процессу обучения, чтобы знать, на что надо особо обратить внимание, какие акценты расставить.
6. Двигательные паттерны. Когда человек начинает изучать новый язык, ему приходится осваивать и новые двигательные паттерны. Это касается изучения фонетики – непривычные звуки нового языка требуют иной по сравнению с родным языком артикуляции. Например, русскому человеку, изучающему английский язык, приходится учиться произносить альвеолярные согласные. Со временем вырабатываются двигательные паттерны и произнесение звуков больше не вызывает проблем, становится автоматическим. То же самое касается изучения письменности нового языка, например, иероглифической. Следовательно, в процессе обучения, на начальном этапе, необходимо уделять достаточно времени на выработку ответствующих двигательных паттернов.

loantranslation комментирует...

2.

Толман говорил, что человек не нуждается в мотивации, потому что он сам стремится к тому, чего хочет (это спорный вопрос, потому как практика показывает, что далеко не всегда это так). У любого человека есть когнитивная карта, то есть то, как он видит и воспринимает мир.

Когда возникает какая-то проблема, ситуация, требующая разрешения - человек её решает, и это событие запечатлевается в его когнитивной карте. Если же решение (его ещё называют гипотезой), которое принял человек, неверно - тогда у человека возникает когнитивный диссонанс. Именно он и помогает в конце концов найти правильное решение.

В обучении теорию Толмена применяют, например, так:

1. выучивание тенденции связывать определённые объекты с определёнными мотивами;

2. поиск равноценных понятий, убуждений;

3. описание некоего семантического поля, его подробная характеристика, описывается, что можно ожидать от этого поля - например, американцу сложно понять, как устроены падежи в русском языке, так как в английском их нет, и поэтому логично было бы строить занятие, сделав на этом особенный акцент.

(Ваулина Даша, 4 курс ЯиТК, loantranslation - мой ник)

Иван Байков ИЛинг Ин.яз 1 комментирует...

1. Толмен рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной организации. Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гештальтзнаки) и позволяющие различать, «что ведет к чему?». Он не просто случайно сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя своего рода гипотезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.

Иван Байков ИЛинг Ин.яз 1 комментирует...

2. Катексис: построение своеобразных ассоциативных полей при знакомстве с новыми лексемами (food - fish и т.д.)
Равноценное убеждение: использование различных видов подкрепления, поощрения.
Ожание поля: выделение последовательности признаков; Present Simple - если подлежащее he, she, it, то на конце у сказуемого что? Правильно, -s!
Способ познания поля: выработка определенных стратегий и их перенос на схожие ситуации; возможно, схожее правило удвоения конечное согласной у глаголов при добавлении окончаний -ed и -ing.
Дифференцирование потребностей: постановка целей курса в зависимости от потребностей учащихся: например, разговорный или бизнес курс английского языка, подготовка к сдаче экзамена на сертификат и т.д.
Двигательные паттерны: изучение особенностей артикуляции.