среда, 7 сентября 2011 г.

Что такое научение?

Научение – это сравнительно постоянное изменение поведения (потенциальной возможности поведения), которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным состояниям (Грегори Кимбл). Научение можно рассматривать в качестве основного механизма адаптации к среде,
дополняющего гомеостатические механизмы и рефлексы. К первым относятся автоматические адаптационные механизмы (например, поддержание температуры), ко вторым – невыученные реакции на специфические классы стимулов (например, избегание боли). Существуют и сложные генетически обусловленные поведенческие паттерны – инстинкты. Все эти виды адаптационного поведения ещё не являются научением, хотя могут быть представлены сколь угодно сложными последовательностями действий.
 Интересным феноменом является импринтинг, исследованный К.Лоренцом. Учёный продемонстрировал это явление на примере поведения только что вылупившегося утёнка, готового следовать за любым движущимся объектом, если тот будет представлен в соответствующий момент жизни утёнка. Импринтинг объединяет черты инстинктивного поведения и научения. Генетическая предрасположенность делает утёнка исключительно чувствительным к движущемуся объекту в определённый промежуток времени, когда может выработаться привычка следовать за этим объектом. Если научение не происходит в этот момент времени, оно не происходит никогда. Привычка следовать за объектом появляется не в результате повторения, а с первой попытки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Зачем нужно исследовать механизмы научения?
  2. Насколько научение необходимо для выживания?
  3. Чем научение отличается от проявления рефлексов и инстинктов?
  4. Можно ли описать усвоение первичного языка с помощью феномена импринтинга?


Литература здесь


39 комментариев:

veronica комментирует...

исследование механизмов научения необходимо для того чтобы понимать каким образом и при помощи чего осущетвляется жизнь того или иного вида на земле.прежде всего необходимо рассмотеть что включают в себя механизмы научения. механизмы научения включают в себя:привыкание, сенситизацию, временную связь (условный рефлекс). Согласно И.П. Павлову, физиологической основой запоминания служит условный рефлекс как акт образования временной связи между стимулом и реакцией. Эти формы памяти и научения называют простыми, чтобы отличать от научения, имеющего произвольный осознанный характер.
Привыкание проявляется в постепенном уменьшении реакции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентировочной реакции.
Сенситизация — это процесс, противоположный привыканию. Он выражается в снижении порога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейтральный раздражитель.
Для того чтобы вид мог выжить, ему необходимо удовлетворять потребности в пище, воде и т.д., а для обеспечения вышеперечисленного ему необходимо взаимодействовать с окружающей средой. Ни один организм бы не выжил, если бы не научился распознавать, какие объекты окружающей среды могут стать источником удовлетворения его основных потребностей. И организм также не смог бы просуществовать долго, если бы не научился разделять объекты окружающей среды на опасные и безопасные. Именно процесс научения позволяет организму вступать во взаимодействие с окружающей средой для удовлетворения базовых потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет рефлексов.

veronica комментирует...

2. научение необходмо для выживания, так как оно в полной степени зависит от него. так как научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения.

veronica комментирует...

3. Данные термины тесно переплетаются между собой. чтобы провести грань между этими понятиями необходимо рассмотреть их отдельно и дать каждому свое определение.
Научение - это процесс приобретения новых видов деятеьности, их адаптивных модефикаций, изминенияэффективности и продуктивности.
РЕФЛЕКС (лат. reflexus - обратное движение, отражение) - реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. С рефлексами связаны практически все аспекты жизнедеятельности организма. По способу образования выделяют безусловные рефлексы, передающиеся по наследству, и условные рефлексы, возникающие в процессе индивидуального развития и отражающие накопление новых навыков. Условные рефлексы формируются на основе безусловных с участием высших отделов головного мозга, благодаря этому организм изменяет программу своих действий в зависимости от внутренних или внешних условий.
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения.

veronica комментирует...

2. Научение необходимо для выживания, потому что оно полностью зависит от него, так как научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения.

veronica комментирует...

4. Описать усвоение первичного языка с помощью феномена импринтинга можно, так как у человека есть и особые, высшие способы научения, редко или почти не встречающиеся у других живых существ. Это, во-первых, научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения . Данный тип научения называется викарным и представлен у человека в наиболее развитой форме. По способу функционирования и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков.
Во-вторых, это вербальное научение, т. е. приобретение человеком нового опыта через язык. Благодаря ему человек имеет возможность передавать другим людям, владеющим речью, и получать сам необходимые способности, знания, умения и навыки, описывая их словесно достаточно подробно и понятно для обучаемого. Если говорить шире, то в данном случае имеется в виду научение, осуществляемое в символической форме через многообразные знаковые системы, среди которых язык выступает в качестве одной из таких систем. К ним также можно отнести символику, используемую в математике, физике, во многих других науках, а также графическую символику, применяемую в технике и искусстве, в географии, геологии и иных областях знаний.

Анонимный комментирует...

2. Как известно, гомеостатические механизмы и рефлексы лежат в основе выживания организма. Однако ни один организм не выжил бы, если удовлетворение его жизненных потребностей зависело только от них. Для выживания организму необходимо удовлетворение различных потребностей, что невозможно без контакта с окружающим миром. Выживание организма было бы невозможным, если бы он не научился распознавать, какие объекты могут помочь ему в удовлетворении его основных потребностей, а какие нет. Именно процесс научения позволяет организму вступать в контакт с окружающим миром для удовлетворения основных потребностей, которые не могут быть удовлетворены за счет гомеостатических механизмов и рефлексов.
К тому же именно процесс научения позволяет организму адаптироваться к изменяющейся среде, ведь источники удовлетворения и опасности часто меняются, и адаптация организма к окружающей среде должна быть динамичной. Именно процесс научения обеспечивает организм гибкостью, необходимой для выживания в разнообразных условиях, поскольку для выживания организм должен научиться не только распознавать, какие объекты среды являются позитивными (способствующими выживанию), какие из них — негативными (противодействующими выживанию), а какие являются нейтральными (не имеющими отношения к выживанию), но и научиться взаимодействовать с ними или избегать их.
Таким образом, можно сделать вывод о решающей роли научения для выживания.

katya-kryukova комментирует...

1. Так как практически все человеческое поведение является результатом научения, то исследование механизмов и принципов научения даст возможность узнать, почему мы ведем себя тем или иным образом. Осознанность процесса научения позволит лучше понять не только нормальное поведение, но и обстоятельства, которые служат причиной патологического поведения. Результатом подобного понимания может стать более эффективная психотерапия.
В методиках воспитания детей также могут использоваться принципы научения. Очевидно, что все люди разные, и эти индивидуальные различия могут быть объяснены с точки зрения различий при получении опыта научения. Одно из наиважнейших человеческих качеств — речь, и практически не возникает сомнений, что специфическое развитие языка и речи происходит в основном в результате научения. Без сомнения, многие другие человеческие качества формируются аналогично за счет взаимодействия среды и процесса научения. Когда родители узнают больше об опыте научения, который создает желательные черты характера, они, возможно, захотят так организовать среду своих детей, чтобы она способствовала развитию именно этих черт.
Более того, существует тесная связь между механизмами и принципами научения и образовательными программами. Во многих случаях принципы, открытые при исследовании процесса научения, в конечном итоге стали применяться в школах. Широкое распространение программированного обучения, обучающих машин и инструктирования с использованием компьютера представляет пример того, как исследования научения повлияли на практику обучения. Современная тенденция к индивидуализированному преподаванию в американском образовании также может рассматриваться в качестве побочного эффекта исследования процесса научения. У нас есть все основания заключить, что с ростом наших знаний о процессе и механизмах научения образовательные методики становятся все более и более эффективными.

katya-kryukova комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Анонимный комментирует...

3. Рефлекс можно определить как незаученную реакцию на раздражителей, обычно во многом рефлекторным поведением является элементарное.Это скорее генетически обусловленная характеристика организма, чем результат опыта.(Например,невольное движение коленом в ответ на удар по коленному суставу.) Сложное поведение также нельзя заучить. Когда сложные поведенческие паттерны генетически обусловлены, их рассматривают как инстинкты. (Например,инстинктивное поведение животных: как построение гнезда, зимняя спячка и т.д). Но есть точку зрения, что некоторое видоспецифичное поведение является как научаемым, так и ненаучаемым (Hess, Lorenz,Thorpe), т.е. импринтинг. Если организм демонстрирует сложный поведенческий паттерн независимо от предыдущего опыта, то такое поведение нельзя отнести к поведению в результате научения.
Согласно определению Кимбла, научение является следствием подкрепленной практики. Т.е.любое подкрепленное поведение может быть усвоено. Научение — это сравнительно постоянное изменение поведения или возможности поведения, которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным телесным состояниям, вызванным, например, заболеванием, усталостью или лекарственными препаратами. Научение - это получение знания, понимание или полное овладение предметом посредством опыта или изучения.
Бабушкина Марина

Анонимный комментирует...

3. Рефлекс можно определить как незаученную реакцию на раздражителей, обычно во многом рефлекторным поведением является элементарное.Это скорее генетически обусловленная характеристика организма, чем результат опыта.(Например,невольное движение коленом в ответ на удар по коленному суставу.) Сложное поведение также нельзя заучить. Когда сложные поведенческие паттерны генетически обусловлены, их рассматривают как инстинкты. (Например,инстинктивное поведение животных: как построение гнезда, зимняя спячка и т.д). Но есть точку зрения, что некоторое видоспецифичное поведение является как научаемым, так и ненаучаемым (Hess, Lorenz,Thorpe), т.е. импринтинг. Если организм демонстрирует сложный поведенческий паттерн независимо от предыдущего опыта, то такое поведение нельзя отнести к поведению в результате научения.
Согласно определению Кимбла, научение является следствием подкрепленной практики. Т.е.любое подкрепленное поведение может быть усвоено. Научение — это сравнительно постоянное изменение поведения или возможности поведения, которое является результатом опыта и не может быть отнесено к временным телесным состояниям, вызванным, например, заболеванием, усталостью или лекарственными препаратами. Научение - это получение знания, понимание или полное овладение предметом посредством опыта или изучения.
Бабушкина Марина

nastya-vasileva комментирует...

3. Сравнивая эти 3 термина, на этот вопрос можно ответить следующим образом. Научение отличается от рефлексов (НЕЗАУЧЕННЫЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ реакции на класс раздражителей) и инстинктов (совокупность сложный ВРОЖДЕННЫХ актов поведения при определенных условиях) тем, что оно представляет собой получение знания, понимание или овладение предметом посредством ОПЫТА или ИЗУЧЕНИЯ.
Васильева Настя Магистратура Иностранные языки

Дарья Рыжова комментирует...

1. Бесспорно, механизмы научения нужно изучать, для того, что бы лучше понимать процесс эволюции не только человека, но и окружающих нас существ. В определенный момент развития именно научение, а не биологические инстинкты, становится фактором позволяющим определенному виду выжить в суровой среде, стать доминирующим. И хоть в настоящее время угроза со стороны "среды" человечеству уже не так сильно грозит, процесс научения по-прежнему остается важен. На бытовом уровне имеющиеся у нас знания о научении можно применить для создания наиболее эффективной программы образования (конечно разной для разных индивидов), что позволит значительно повысить квалификацию специалистов. В глобальном же смысле механизмы научения нам еще понадобятся в будущем, ведь наша планета рано или поздно столкнется с дефицитом топлива или слишком высоким уровнем загрязнения, и снова придется приспосабливаться и выживать.

Дарья Рыжова комментирует...

2. Научение является ключевым моментом выживания, как для индивидуума, так и для всего вида в целом, ведь именно научение становится двигателем эволюции. Это именно тот процесс, который позволил кроманьонцам выжить в неблагоприятном климате, в мире полным опасностей и создать первые цивилизации, и не дал этого сделать неандертальцам, хотя в биологическом плане они и превосходили размером, силой и приспособленностью организма к холоду. Именно научившись пользоваться орудиями, человек избавил себя от необходимости меняться физически (отращивать шерсть каждую зиму, иметь естественное оружие: рога, шипы, яд и пр), чем заметно ускорил процесс развития и добился своего превосходства над остальными обитателями планеты.

Дарья Рыжова комментирует...

3. Инстинкт - это врожденная реакция организма на внешние и внутренние раздражители, она не развивается со временем, а присутствует, как данное, вне зависимости от условий и практически не изменяется. Научение же может состоятся, а может и нет, скажем за ненадобностью или при отсутствии необходимых условий. Отношения между рефлексом и научением практически такие же, с той лишь разницей, что рефлекс может быть врожденным (условный) и приобретенным (безусловный, а также может изменяться со временем, адаптируясь к раздражителю. Таким образом инстинкты и рефлексы либо уже заложены в организме, либо могут быть моментально приобретены, когда научение требует определенных условий, и часто повторение этого опыта по нескольку раз.
Также надо заметить, что рефлексы и инстинкты передаются по наследству генетическим путем, выученное передается только путем обучения другого индивида.

Дарья Рыжова комментирует...

4. Что бы понять является ли процесс приобретения первого языка импринтингом, нужно проанализировать его по нескольким пунктам, которыми "запечатление" характеризуется:
а) Необходима генетическая предрасположенность к запечатлению навыка. - Касательно вопроса связи языка и генетики споры ведутся и по сей день. Теория универсальной грамматики утверждает, что хоть и в малой части, но предрасположенность к языку передается по наследству, как минимум строение артикуляционного аппарата. Дли импринтинга же необходимо, что бы ребенок генетически был предрасположен в определенный момент времени воспринять язык, первый который он услышит. При этом даже если первое, что услышит ребенок не будет речью родителей, это никак не повлияет на его представление о языке. Также, если ребенка не побуждать к изучению языка, не разговаривать с ним персонально, несмотря на то, что он постоянно слышит речь, процесс восприятия первого языка сильно затянется.
б) Импринтинг совершается только в определенном возрасте, по прошествии его становится практически невозможен. - Это утверждение верно для первого языка, по прошествии 12 лет, научение становится невозможным.
в)Импринтинг характеризуется необратимостью. - Касательно языка утверждение верное, потому что выучив его один раз, его уже нельзя забыть. Точнее, возможно забывание правил грамматики или лексики определенного языка, но представление о вербальном пути коммуникации и умение пользоваться артикуляционным аппаратом для создания конкретных звуков все равно останется.
г) Моментальность впечатления. - Процесс импринтинга, как правило, происходит моментально при контакте с раздражителем и остается на всю жизнь. Так детеныши животных моментально запоминают образ хищника, услышав тревожные сигналы матери. И хоть иногда и для запечатление требуется неоднократное повторение, процесс языка с трудом можно назвать моментальным. А также если, скажем, ребенок с рождения и до 2 лет слышал только испанскую речь, а с 2-летнего возраста только немецкую, он освоит немецкий язык и "образ" испанского не будет для него первым и главным.
В итоге, можно сказать, что процесс воспринятия первого языка имеет много общего с феноменом импринтинга, но таковым не является.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

1. Как известно, научение необходимо человеку для выживания. Соответственно, необходимо знать те механизмы, которые помогают человеку научиться выживанию и адаптации к среде. Научение начинается практически с самого рождения, поэтому очень важно знать, как правильно научить ребенка контактировать с окружающей средой.
Кроме того, изучение механизмов научения помогает понять поведение человека в разных обстоятельствах.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

2. Научение весьма необходимо для выживания. Если человек не научится готовить, он умрет от голода, если не будет знать правил дорожного движения, то может погибнуть, переходя дорогу и пр.
Кроме того, важным является научиться контактировать с другими людьми посредством языка (первичного/родного или иностранного). Человек - существо социальное и не может жить вне общества, поэтому навык общения является основополагающим для выживания.

Морозова Ирина. Магистратура. 1 курс комментирует...

3. В первую очередь научение отличается от проявления рефлексов и инстинктов тем, что рефлексы и инстинкты - это то, что заложено в живом существе с самого рождения, то чему нельзя научиться, это то, что есть, либо нет (в случае каких-либо отклонений).
Научение - это приобретение новых умений, которые не заложены изначально в природе человека или животного.
Однако человек, в отличие от животного, может научиться практически всему: петь, танцевать, говорить, а самое главное - сдерживать инстинкты, вести себя в одной и той же ситуации по-разному. Животные же в своих действиях подчиняются инстинктам, научить их "сдерживаться" невозможно.

Salieva Fatima комментирует...

1. “Науче́ние” применяемая преимущественно в психологии поведения в отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения.
Виды научения:
- Привыкание (габитуация) наступает, когда организм — в результате изменений на уровне рецепторов или ретикулярной формации — «научается» игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель, «убедившись», что он не имеет особого значения для той деятельности, которая в данный момент осуществляется. В отличие от этого при утомлении снижается внимание ко всем действующим раздражителям.
- Сенсибилизация — это процесс, противоположный привыканию. При сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение. Представим себе, например, что в комнате, где мы работаем, жужжит назойливая муха или же из плохо завернутого крана в раковину мерно падают капли воды. Эти раздражители становятся для нас постепенно все труднее переносимыми. Можно привести и другие примеры — царапину на музыкальной пластинке, вызывающую при каждом прослушивании треск, который мы уже заранее ожидаем, или слова-паразиты вроде «так сказать», «значит» и т.п. в лекциях некоторых преподавателей; иногда такие слова повторяются настолько часто, что могут полностью отвлекать внимание студентов от содержания лекции.

veronica комментирует...

Ахалая Марика. Магистратура 2. Научение необходимо для выживания, потому что оно полностью зависит от него, так как научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Такие привычные и распространенные понятия, как эволюция, развитие, выживание, приспособление, отбор, совершенствование, имеют некоторую общность, наиболее полно выражающуюся в понятии научения, которое пребывает в них или явно, или по умолчанию. Понятие развития, или эволюции, невозможно без предположения о том, что все эти процессы происходят вследствие изменения поведения живых существ. А в настоящее время единственным научным понятием, полно охватывающим эти изменения, является понятие научения. Живые существа научаются новым видам поведения, которые обеспечивают более эффективное выживание. Все, что существует, приспосабливается, выживает, приобретает новые свойства, и это происходит по законам научения. Ахалая Марика. Магистратура

Lida Litko комментирует...

1.Научение - основной механизм адаптации к внешней среде, который дополняет механизмы гомеостаза, рефлексы и инстинкты. Это важный механизм выживания. Научение - это приобретение фиксации, модификации. В результате научение приобретаются знания, которые фиксируются. Научение должно приводить к изменению поведения.
- сенсабилизация (повторение стимула ведет к более сильной активации организма; ех: меняется восприимчивость к свету, звуку и т.д.)
- габитуация/привыкание (организм привыкает игнорировать какой-то повторный или постоянный раздражитель)
- рефлексы (незаученная реакция на специфический класс раздражителей)
- инстинкт (сложный генетически-обусловленный паттерн поведения)
Литко Лидия, 4 курс, ЯиТК

Семен комментирует...

3. Инстинкт – это совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения. Рефлекс – это непосредственная реакция организма на стимул. В отличие от инстинкта, он может быть как врожденным, так и приобретенным. Инстинкт запускается более сложным раздражителем, чем рефлекс, фактически, инстинкт – это комплекс реакций, в то время как рефлекс – одна определенная реакция (инстинкт – понятие более широкое). Научение – это процесс приобретения новых компонентов репертуара поведения, деятельности, их адаптивных модификаций, изменение их эффективности и продуктивности поведения. Научение в отличии от рефлексов и инстинктов – это осознанный процесс, происходящий по воле обучающегося и требующий от него гораздо больше усилий.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Семен комментирует...

1. Научение – это основной механизм адаптации к внешней среде, который дополняет механизм гомеостаза, рефлексов и инстинктов. Исследование научения позволит контролировать этот механизм и объяснит причины нашего поведения. Процесс научения также демонстрирует интеллектуальное и эволюционное развитие человека.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Семен комментирует...

4. Импринтинг - специфическая форма научения, фиксация в памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока - "сенсибильного" (или "критического") периода. Как правило, результат импринтинга не поддаётся в дальнейшем изменению. Поскольку усвоение первичного языка происходит на раннем этапе развития, то некоторые поведенческие и языковые особенности можно объяснить через понятие импринтинга, но полностью описывать усвоение языка через импринтинг нельзя, поскольку он больше характерен для животных, а человек владеет более сложными механизмами научения.
Нонин Семен, ЯиТК, 4 курс

Анонимный комментирует...

Научение – это сравнительно постоянное изменение поведения или потенциально возможное поведение, которое является результатом опыта, сопровождающегося подкреплением, то е5сть в частности научение - это приобретение новых знаний, умений и навыков.
Имеет место следующая схема: ОПЫТ => НАУЧЕНИЕ => ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ (за этим пунктом надо наблюдать и контролировать его).
Сейчас рассмотрим виды научения.
1. Сенсибилизация. Существует процесс, при котором организм в нормальном состоянии не реагирует на раздражители, а в состоянии шока происходит сенсибилизация. Стоит отметить, что при сенсибилизации повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает провоцировать то или иное поведение.
2. Габитуация (или привыкание). Габитуация – процесс при котором организм приучается игнорировать некий раздражитель (постоянный или часто повторяющийся), в связи с тем, что этот раздражитель не несет чего-то важного для человека и для деятельности, которой он в этот момент занимается.
Не всякое поведение – это результат научения.
Также стоит упомянуть еще несколько понятий.
Рефлекс – незаученная реакция на определенный класс раздражителей.
Инстинкты – сложные поведенческие паттерны, состоящие из рефлексов. Например: построение гнезда птицами.
Ученые, представляющие разные наравления, понимают научение по-разному. Например:
В функционализме отмечается взаимосвязь научения и приспособления к окр. среде. Научение происходит методом проб и ошибок. Утверждается, что научение происходит одинаково у всех млекопитающих и для обучения человека ничего особого не нужно. А в ассоциативном направлении научение – построение ассоциаций.
Также расскажу об импринтинге.
Импринтинг – это сложное поведение, которое содержит в себе инстинкт + научение. Это также фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родители, близкие родственники и т.д. Импринтинг это еще и образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания некоторой ситуации. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервноэмоциональным напряжением. Известно, что в результате импринтинга в психике может стойко зафиксироваться конкретная ситуация, в которой человек пережил яркие эмоции.

ТиПЛ, 5 курс
Козлова Ольга

Анонимный комментирует...

3. Чем научение отличается от проявления рефлексов и инстинктов?
Для ответа на этот вопрос приведем определения всех трех понятий.
1. Научение - это сравнительно постоянное изменение поведения или потенциально возможное поведение, которое является результатом опыта, сопровождающегося подкреплением, то есть в частности научение - это приобретение новых знаний, умений и навыков.
Вообще точно и исчерпывающе определить научение непросто, так как ученые разных направлений понимали научение по-разному.
2. Рефлекс – это незаученная реакция на определенный класс раздражителей.
3. Инстинкт – сложные поведенческие паттерны, состоящие из рефлексов. Например: построение гнезда птицей.
Сразу понятно, что противопоставление будет таковым научение vs. рефлексы и инстинкты. Ведь понятие инстинкт определяется через понятие рефлекса. Соответственно, не будет ошибки, если мы рассмотрим научение vs. рефлекс.
Итак, научение – это то, что приобретается со временем в результате некоторого опыта и сопровождается подкреплением, рефлекс же – это незаученная реакция, которая есть у организма изначально, ее не надо приобретать или укреплять.

5 курс, ТиПЛ
Козлова Ольга

Анонимный комментирует...

1)Зачем нужно исследовать механизмы научения?

Согласно определению Кимбла (Kimble), научение – это относительно постоянное изменение потенциальной возможности поведения, являющееся результатом подкрепленной практики.
Научение позволяет организму адаптироваться к изменяющейся среде и является основным механизмом этой адаптации. Поэтому почти все человеческое поведение – следствие научения. Исследуя принципы научения, можно понять, почему человек ведет себя тем или иным образом в той или иной ситуации. Кроме того, изучение особенностей научения поможет исследовать не только нормальное поведение, но и разного рода отклонения (неадаптивное и патологическое поведение), а также обстоятельства, которые могут привести к таким отклонениям. Следствием этого может быть эффективное психотерапевтическое лечение.
Научение может быть полезным и в методике воспитания детей. Индивидуальное различие людей может быть объяснено с точки зрения различий, имевших место при получении опыта научения. Выбирая те или иные способы научения, родители смогут программировать (создавая ту или иную среду своих детей) те черты характера, которые захотят видеть в своих детях и, наоборот, избегать нежелательных черт и дезадаптивного поведения.
Принципы научения тесто связаны с образовательными программами. Растущее число обучающих машин и программ, программированное обучение, инструктирование с помощью компьютера показывают, как исследования научения повлияли на практику обучения. Частный пример побочного эффекта исследования научения – тенденция к индивидуализированному преподаванию в США.
Таким образом, с ростом знаний о процессе научения образовательные методики становятся все более и более эффективными.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

2)Насколько научение необходимо для выживания?

Согласно эволюционной теории, организм человека в ходе эволюции получил способность автоматически реагировать на возникающие потребности и на те или иные изменения среды (самостоятельное дыхание, потоотделение при повышении температуры и т.п.).
Такие адаптационные механизмы организма называются гомеостатическими механизмами, т.к. в их функции входит поддержание постоянства состава и свойств внутренней среды, устойчивости основных физиологических функций (физиологического равновесия), или гомеостаза.
В дополнение к гомеостазу человек имеет рефлексы – незаученные реакции на специфический класс раздражителей, обусловленные генетически (отдергивание руки при ожоге, чихание и т.п.).
Рефлексы и гомеостаз способствуют выживанию, но не являются единственными его составляющими. Ведь развитие организма происходит не в вакууме, а в динамической среде (и организм все время взаимодействует с этой средой (например, добывает пищу) и другими организмами).
Таким образом, чтобы выжить, организму нужно научиться распознавать, какие объекты среды являются для него безопасными, а какие – опасными; какие из безопасных объектов могут стать источником удовлетворения его потребностей, а какие – не смогут. Так, научение обеспечивает взаимодействие с окружающей средой с целью удовлетворения потребностей, не удовлетворенных за счет гомеостаза и рефлексов.
Научение позволяет организму адаптироваться к изменяющейся среде и является основным механизмом этой адаптации. Адаптация должна быть динамичной (как и сама среда), ведь источники удовлетворения потребностей и опасности все время меняются, а научение как раз позволяет организму стать гибким к такого рода изменениям (а гибкость необходима для выживания в разнообразных условиях). Для выживания организм должен научиться разделению объектов на позитивные, негативные и нейтральные (путем классического обуславливания) и способам их получения (путем инструментального, или оперантного обуславливания). Например, съедобный гриб – это позитивный объект, но прежде, чем съесть, его нужно прежде найти, срезать, проверить, не червивый ли он, и, наконец, правильно приготовить.
Адаптивная значимость классического обуславливания подтверждается тем, что обычно требуется несколько пар условных и безусловных стимулов (УС и БС соответственно) перед тем, как классическое обуславливание произойдет окончательно (что помогает избежать закрепления реакции на случайно появляющиеся стимулы).
Таким образом, научение непосредственно необходимо для выживания организма в окружающей среде.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

3)Чем научение отличается от проявления рефлексов и инстинктов?

Рефлекс – это незаученная реакция на специфический класс раздражителей, обусловленная генетически (отдергивание руки при ожоге, чихание и т.п.). Элементарное поведение во многом является рефлекторным.
Инстинкт – это сложный генетический паттерн, обусловленный генетически (зимняя спячка у животных, строительство гнезда у птиц и т.п.).
Согласно определению Кимбла (Kimble), научение – это относительно постоянное изменение потенциальной возможности поведения, являющееся результатом подкрепленной практики (а не генетики как в случае рефлексов и инстинктов!).

Особенности научения:

• изменение поведения - результат должен быть виден в поведении;
• относительно постоянное – ни временное, ни постоянное;
• в отличие от рефлексов и инстинктов, изменение поведения необязательно следует сразу за опытом научения (даже если есть потенциал к изменению, он не всегда реализуется сразу);
• изменение поведения (потенциальное поведение) происходит из опыта или практики (а не генетики как в случае рефлексов и инстинктов);
• опыт или практику необходимо подкреплять (будут выучены только те ответные реакции, которые приводят к подкреплению), в отличие от генетически обусловленных рефлексов и стимулов, которые «работают» всегда.
В последнее время появилось также понятие видоспецифичного поведения для обозначения сложных, невыученных и сравнительно неподдающихся изменениям паттернов поведения некоторых видов животных, проявляемых в определенных условиях.
Однако возникает вопрос: определяется ли видоспецифичное поведение только природой организма или научение здесь тоже имеет место? Например, как птицы учатся летать? Реализуя генетически заложенную программу или методом проб и ошибок?
То, что кукушка подбрасывает свои яйца в другие гнезда, а затем ее дети, выросшие рядом с другими птицами, также подбрасывают в чужие гнезда свои яйца, подтверждает то, что научения нет, а подкладывание яйца в чужое гнездо определяется природой.
Некоторое видоспецифичное поведение может быть как научаемым, так и ненаучаемым (К. Лоранц).
Импринтинг – формирование привязанности между организмом и объектом окружающей среды. Например, так утята сразу после появления на свет следуют за любым движущимся объектом, принимая его за мать. Импринтинг может осуществляться только во время критического периода, после которого становится трудно, почти невозможно обучать чему бы то ни было.
Импринтинг = научение + инстинктивное поведение.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

4)Можно ли описать усвоение первичного языка с помощью феномена импринтинга?
Импринтинг (запечатление) – фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов; формирование привязанности между организмом и объектом окружающей среды. Например, «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Импринтинг может осуществляться только во время критического периода, после которого становится трудно, почти невозможно обучать чему бы то ни было.

Итак, характерные черты импринтинга:
1)импринтинг = научение + инстинктивное поведение;
2)возможен в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени;
3)совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом импринтинга);
4)характеризуется необратимостью;
5)происходит без пищевого или иного подкрепления.

Рассмотрим усвоение первичного языка на предмет этих черт:

1)Вопрос о том, можно ли рассматривать усвоение первичного языка как обусловленное генетически, до сих пор остается нерешенным. Как известно, фундаментальным постулатом теории порождающей грамматики Н. Хомского является заявление о врождённом характере способности человека говорить на языке. По его мнению, с помощью конечного набора грамматических правил и понятий люди могут создать неограниченное количество предложений, в том числе предложения, никем ранее не высказанные. Способность таким образом структурировать наши выражения является врождённой частью генетической программы людей. Но люди практически не осознают эти структурные принципы, как не осознают большинства других своих биологических и когнитивных особенностей. Однако предположение, что ребенок генетически предрасположен говорить только на языке своих родителей, не может быть истинным (иначе не было бы столько примеров, когда родители, говорящие на одном языке, брали из детского дома младенца в стране, где говорят на другом языке, и он усваивал язык своих приемных родителей как родной). К тому же, если с ребенком не заниматься, не помогать ему освоить речь, то он может не говорить долгое время, т.е. в усвоении языка важную роль играет научение.
Конечно, можно рассматривать усвоение первичного языка как совокупность врожденной способности говорить на языке (по Хомскому) и научения (занятий родителей с малышом, упражнений, игр, позволяющих научиться говорить), однако для полноценного импринтинга все-таки не хватает некоторых черт (продолжение см ниже).

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

(продолжение)
2)Как известно, первичному языку человек может научиться только до 12 лет. Можно рассматривать 12 лет как критический период, после которого обучение становится невозможно. С этой точки зрения процесс усвоения первичного языка можно рассматривать как феномен импринтинга.
3)Ребенок не осваивает язык после первого услышанного на нем слова или предложения. Усвоение языка – это длительный процесс, для которого необходимо подкрепление. Более того, если человек родился, к примеру, в другой стране, и первые дни (недели) жизни слышал, скажем, английский язык, это не значит, что после возвращения в Россию, он не сможет полноценно освоить русский язык и считать его родным.
4)Усвоение первичного языка чаще всего необратимо (переселившись в другую страну, взрослый человек или подросток, конечно, может забыть какие-то слова / выражения / правила, но вряд ли полностью потеряет способность понимать родной язык и говорить на нем). Но если в другую страну переселяется семья с маленьким ребенком (у которого если и произошло усвоение первичного языка, то еще не успело окончательно закрепиться), то велика вероятность того, что через некоторое время иностранный язык, на котором говорят в этой стране, вытеснит первичный (и то только при условии, что на нем не будут говорить дома, в СМИ, что ребенок не сможет читать и разговаривать на нем, что в современном мире с его технологиями практически невозможно). Таким, образом, в этом отношении усвоение первичного языка все-таки не похоже на импринтинг.
5)Подкреплением в усвоении языка может быть реакция других людей на попытки малыша говорить (например, выполнение просьбы, соответствующая эмоция, так что ребенок чувствует, что говорит все правильно и его понимают; а это и желание быть понятым, в свою очередь, служат стимулом осваивать более сложные языковые конструкции). И этим усвоение языка отличается от импринтинга, где подкрепления нет. Конечно, некоторые родители могут использовать какие-то материальные вознаграждения для своих детей при занятиях (например, давать конфеты за каждый правильно названный предмет, цвет и т.п.), но это условие не является обязательным.

Таким образом, усвоение первичного языка многими чертами похоже на импринтинг, но все-таки не является им.

Гопкало Ольга,
ТиПЛ, 5 курс

Анонимный комментирует...

1)Процесс научения необходимо исследовать, так как это позволит описать принципы адаптации индивида к внешней среде, а также объяснить такие явления как:
- мотивация
- цель
- условия достижения цели
- специфика действий
- параметры полученного результата
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

2) Научение отличается от обучения тем, что предполагает меньшую активность субъекта и не обязательно предполагает учителя, при этом научение не менее важно для выживания. Научение является основным механизмом адаптации к внешней среде. В результате научения у индивида формируются:
- опыт (накопленные в результате взаимодействия знания о мире)
- навыки (устойчивый паттерн действия)
- умения (сложные паттерны поведения)
- знания (субъективная модель окружающего мира с системой индивидуальных и личностных смыслов)
- компетенция (способность к выполнению определенной деятельности)
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

3) Чтобы определить, чем научение отличается от проявления рефлексов и инстинктов, нужны определения данных терминов.
Инстинкт – сложный генетически обусловленный паттерн поведения. Инстинкты относятся к видоспецифическому поведению.
Рефлексы определяют как незаученную реакцию на специфический класс раздражителей.
Научение - это приобретение новых умений, которые не заложены изначально в природе человека или животного. При процессе научения приобретаются и фиксируются знания, которые приводят к изменению поведения: меняется восприимчивость к раздражителям (сенсибилизация); снижается чувствительность к повторным раздражителям (габитуация)
Научение дополняет собой рефлексы и инстинкты.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

4) Импринтинг - специфическая форма обучения; фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Импринтинг осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.
Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. Этот феномен не может полностью соответствовать процессу усвоения родного языка, так как больше зависит от инстинктов, чем от научения.
Коросташевская Яна 4 курс ЯиТК

Анонимный комментирует...

Зачем нужно исследовать механизмы научения?
Научение - необходимый компонент в процессе развития любого организма. Научение происходит при всех формах жизнедеятельности субъекта, так как механизмы, на которых оно основано, являются обязательными для существования. Научение включает в себя процесс развития, то есть формирование новых функций и подсистем. Изучая научение, рассматриваются в первую очередь такие моменты, как мотивация, цель, условия достижения цели, специфика действий при достижении цели, параметры полученного результата. Все эти аспекты являются основами психологии и других смежных наук, что предполагает обязательное исследование механизмов научения.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс

Анонимный комментирует...

Насколько научение необходимо для выживания?

Научение является ключевым моментом в процессе жизни, а также, безусловно, необходимо для выживания и адаптации к среде. В процессе научения изменяется поведение субъекта, его действия в конкретных ситуациях становятся осознанными, приобретают качественно новый характер, нежели поведение на уровне инстинктов и рефлексов. Появляется сенсибилизация - восприимчивость к раздражителям. Все эти аспекты необходимы для выживая, что, в свою очередь, делает научение необходимым условием выживания.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс

Анонимный комментирует...

Чем научение отличается от проявления рефлексов и инстинктов?

Рефлекс представляет собой незаученную реакцию на специфический класс раздражителей. Рефлекс - это сложный генетически обусловленный паттерн поведения. Как видно из этих определений, инстинкты и рефлексы - это то, что индивид имеет уже при рождении. Это первичные механизмы поведения. Процесс научения, в отличие от этих механизмов, происходит в течение жизни организма, это то, что тот приобретает уже после рождения. Научение представляет собой более осознанные, заученные механизмы поведения.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс

Анонимный комментирует...

Можно ли описать усвоение первичного языка с помощью феномена импринтинга?

Так как импринтинг объединяет в себе черты научения и рефлексов, усвоение первичного языка логично было бы соотнести с этим феноменом. Именно родной язык человек усваивает большей частью на уровне рефлексов, ведь первичный язык является необходимым условием существования в социуме. Безусловно, при усвоении родной речи важны и механизмы научения, так как способность пользоваться языком появляется в процессе жизнедеятельности, а не дается индивиду при рождении.

Карасева Алина, ЯиТК 4 курс